Диссертация

«Небесные книги в Откровении Иоанна Богослова: истоки образности, интерпретация, драматургически-композиционная роль»

Диссертационная работа В.А. Андросовой посвящена всестороннему рассмотрению образов т.н. «небесных книг», представленных в Откровении Иоанна Богослова. Речь идет о книгах, пребывающих на небесах у Бога и связанных с жизнью и судьбами людей. Образы небесных книг занимают особое положение в повествовании и структуре Апокалипсиса: в 5-й главе центральным образом является книга, «запечатанная семью печатями» которая передается Богом прославленному Христу; в 6-й главе показано, как с книги снимаются печати; десятая глава посвящена «книжке», которую Тайнозритель принимает от ангела в ознаменование своего пророческого служения. В 20-й главе при описании эсхатологического суда Божия (Откр 20:12) особо выделяются два иных образа небесных книг: книга жизни (упоминаемая также в Откр 3:5; 13:8; 17:8; 20:15; 21:27), а также некоторые «книги» (во множ. числе), в которых заключены записи обо всех делах людей. Самым ярким и многогранным является образ книги с семью печатями Откр 5:1; при его интерпретации были предложены самые разнообразные варианты толкования.

Несмотря на многочисленность научных исследований по данной тематике, вопрос о соотношении всех упомянутых в Апокалипсисе образов небесных книг до сих пор не получил должного систематического освещения. В диссертационной работе дан комплексный анализ образов небесных книг в Апокалипсисе: осуществлено детальное рассмотрение каждого образа, проведено исследование их взаимного отношения и далее выявлена роль образов книг в структуре и драматургии Апокалипсиса.

Защита диссертации В.А. Андросовой, представленной на соискание  ученой степени кандидата богословия, состоялась 30-го января 2013 г., на заседании диссертационного совета ПСТГУ по богословию и церковной истории. Научный руководитель – Антон Сергеевич Небольсин (кандидат богословия, доцент ПСТГУ), официальные оппоненты – кандидат богословия, профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и доктор филологических наук Андрей Сергеевич Десницкий. Из 20-ти присутствующих на заседании членов комиссии 20 проголосовали за присуждение диссертанту ученой степени.

 

 

 

Отчет о прошедшей защите на сайте ПСТГУ

Автореферат диссертации

Оглавление диссертации

В конце октября 2013 г. диссертационная работа была опубликована в издательстве ПСТГУ. Выходные данные и аннотацию книги можно посмотреть здесь.

Фрагменты отзывов о диссертации

А.С. Десницкий: «Диссертация В.А. Андросовой посвящена интересной и актуальной теме: всестороннему рассмотрению одного из ключевых образов книги Откровения, пожалуй, самой сложной для понимания из всех новозаветных книг.

 Научная новизна работы определяется тем, что это, насколько мне известно, первое подобное исследование на русском языке, в то же время оно выполнено на серьезном научном уровне и вписывается в контекст мировой науки. Диссертант хорошо владеет древнегреческим, свободно ориентируется в научных источниках, пользуется строго научным методом и не подменяет конкретных положений собственными домыслами или общими словами. Работа выполнена на редкость тщательно и аккуратно и представляет вполне законченное и самостоятельное исследование. Она также написана хорошим языком и прекрасно оформлена.

 Сформулированные в диссертации научные положения, выводы и рекомендации обоснованы теоретическими решениями и выбранной методикой исследования, не противоречат известным фактам и общепринятым гипотезам, базируются на строго доказанных выводах и потому выглядят вполне убедительно. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе и применены при написании подобных работ на материале других библейских книг».

Прот. Олег Давыденков: «Актуальность темы исследования не вызывает сомнения: Откровение Иоанна Богослова в современной богословской науке является одной наименее изученных книг Нового Завета, в отечественной же библеистике до сих пор вообще не сложилась собственная школа исследования Апокалипсиса. Причем, если сам Апокалипсис считается самой таинственной новозаветной книгой, то образы небесных книг, в особенности запечатанная книга (Откр. 5:1), являются, в свою очередь, одними из самых таинственных и загадочных образов Откровения.

В процессе работы над диссертацией автор проработала большое количество древних источников (ближневосточных, античных, ветхозаветных, иудейских межзаветных), в которых содержатся образы небесных книг, что позволило ей, используя принцип интертекстуальности, исследовать образы небесных книг Апокалипсиса на фоне предшествующих и современных автору Откровения культурно-религиозных традиций. Кроме того, Вероника Александровна хорошо ознакомилась со святоотеческой традицией толкования Апокалипсиса».

А.С. Небольсин: «В ряду многочисленных и зачастую весьма загадочных образов Апокалипсиса образы небесных книг занимают весьма важное место. Их исследованию были посвящены многие труды. Однако до сих пор не было предпринято попытки рассмотреть все эти образы в совокупности в рамках одного монографического исследования. В работе В.А.Андросовой такая попытка предпринимается впервые. Таким образом, данный труд отличается не только актуальностью в специфических российских условиях, но и несомненной новизной в масштабах мировой науки.

Исследование состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены образы небесных книг в древней ближневосточной, античной, ветхозаветной и т. н. межзаветной традициях, а также в новозаветных книгах за исключением самого Апокалипсиса. Эта глава имеет вводный по отношению к последующим главам характер – она выявляет тот культурный и богословский фон, на котором своеобразие образов книг в Откровении Иоанна Богослова воспринимается наиболее отчетливо. Во второй главе подвергнут тщательному рассмотрению каждый отдельный образ небесной книги в самом Апокалипсисе. Здесь выясняется, могут ли эти образы быть отнесены к традиционным древним типам небесных книг (их классификация приведена в первой главе) и если нет, то в чем именно заключается их несводимая к традиционным типам новизна. В третьей главе образы небесных книг Апокалипсиса рассматриваются уже не по отдельности, а в своей взаимной соотнесенности. Автор ставит своей целью выяснить, каким образом взаимные отношения образов небесных книг определяют построение, нарративное развертывание и богословское содержание Апокалипсиса. При этом центральное место в главе занимает рассмотрение весьма сложного вопроса о взаимном отношении двух основных образов книг в Апокалипсисе: книги, запечатанной семью печатями в гл. 5 и открытой книжки в гл. 10. Одним из выводов В.А.Андросовой в данной главе является указание на то, что сам Апокалипсис, обозначаемый в тексте Откровения Иоанна Богослова словом «книга», наделяется Тайнозрителем чертами небесных книг и таким образом оказывается, в известном смысле, поставленным с ними в один ряд. Исследователю удается также выявить хиастическую структуру в порядке упоминания небесных книг в Апокалипсисе.

Исследование В.А.Андросовой выполнено на высоком историко-филологическом и богословском уровне, в нем засвидетельствовано отличное знание относящейся к предмету научной литературы на разных языках, а также святоотеческой традиции толкования Апокалипсиса. Стиль и оформление работы соответствуют академическим нормам. Интерес к ней в интересующейся богословием читательской среде не вызывает сомнения».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Хотелось бы отметить ценность работы В.А.Андросовой во многих отношениях: и как образцовый обзор предшествовавших исследований, и как глубокое проникновение в материал исследования. Немаловажно и то, что данная работа способна не только заинтересовать внимательных читателей, интересующихся вопросами новозаветной библеистики, но и указать им пример, как следует работать с исследуемым текстом».