Программа спецкурса

 «Книга Откровения святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)»

 Спецкурс разработан А.С. Небольсиным и читается с 2002 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на Богословском и Миссионерском Факультетах.

 1.      Описание курса

Специальный курс «Книга Откровения Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» вводит студентов в изучение последней книги Св. Писания, которая в рамках общего курса библеистики в ПСТГУ не изучается. Таким образом, данный спецкурс восполняет очевидный пробел учебной программы. При этом интерес к Апокалипсису в церковных кругах весьма велик, а толкование некоторых его мест, – например, тех, где речь идет о числе и печати зверя, – подчас вызывает бурные споры. Вместе с тем, нельзя не отметить, что восприятие Книги Откровения зачастую оказывается поверхностным, а иногда основывается и на прямых предрассудках. Данный спецкурс призван устранить в сознании слушателей препятствующие трезвому прочтению Апокалипсиса ложные представления. Прежде всего, это касается его  восприятия в качестве книги казней, содержащей нагромождение устрашающих катастрофических образов. При таком воззрении на Апокалипсис без внимания остается его положительное богословское содержание и светлый общий характер, делающие его своеобразным «пятым Евангелием». Упрощенным является и распространенное представление о Книге Откровения как  об обращенной исключительно к будущему и содержащей сценарий развития событий в «последние времена», которые мыслятся как весьма отдаленные. Безусловно, Апокалипсис является книгой пророческой, обращенной к последним судьбам мира, в которой все оценивается в перспективе «конца». Однако, как и прочие новозаветные книги, он написан в твердой уверенности, что «время исполнилось» и Царство Божие уже достигло верующих во Христа. Со времени Креста и Воскресения все, что во Христе, есть уже «новая тварь». При этом, однако, христиане живут в мире, который «во зле лежит», и ожидают грядущего конца этого мира.  Это напряжение между уже данным и в то же время еще только ожидаемым спасением и отражено в Апокалипсисе. Книга Откровения представляет собой осмысление истории и человеческого существования в этом мире вообще и в первую очередь – эсхатологичного по своей сути положения в нем христиан. Отправной точкой при этом, как и в ветхозаветной пророческой литературе, является современная ситуация, то есть в данном случае жизненные обстоятельства семи малоазийских церквей, к которым обращен Апокалипсис. Эти обстоятельства в своих частностях могут отличаться от обстоятельств, в которых живут христиане других эпох, но принципиально положение в мире всех верующих во Христа тождественно, и это делает Книгу Откровения актуальной во все времена, в том числе и в наше. Предлагая своим современникам осмысление человеческого существования в мире, в который уже пришел Спаситель, Тайнозритель ставит вместе с ними и всех христиан перед выбором: с кем быть – с Богом или сатаной, с Агнцем или со зверем, с Женой, облеченной в солнце, или с великой блудницей? Все это не исключает в Апокалипсисе и пророческого элемента в смысле предсказания грядущих событий, но в первую очередь Апокалипсис является книгой-осмыслением и книгой-призывом. В соответствии с этим, данный курс призван развить у студентов вкус к чтению Откровения Иоанна Богослова прежде всего как осмысления-призыва и лишь затем как предсказания. Такое чтение Апокалипсиса возможно лишь при условии правильного понимания его образного языка. Он глубоко укоренен в традициях того жанра иудейской письменности, который принято именовать апокалиптикой. Поскольку специальное изучение памятников иудейской апокалиптики учебным планом ПСТГУ не предусмотрено, то спецкурс по Книге Откровения,  готовя  студентов к ее полноценному и осмысленному прочтению, может хотя бы частично восполнить и этот пробел. В еще большей мере, нежели с памятниками иудейской апокалиптики, Откровение Иоанна Богослова связано с ветхозаветными книгами. Апокалипсис переполнен ветхозаветными аллюзиями, с помощью которых он охватывает и подвергает осмыслению практически всю Священную историю. Поэтому его изучение должно помочь вспомнить, заново осмыслить и закрепить пройденное в курсе Священного Писания Ветхого Завета.  Наконец, следует отметить, что вполне возможное в наше время соприкосновение с разного рода течениями – как внутри- так и внецерковными, – для которых характерно внимание к вопросам  эсхатологии и использование образов и идей Апокалипсиса, требует со стороны выпускника высшего богословского учебного заведения всесторонней подготовки в данной области, позволяющей ему давать квалифицированную оценку соответствующих идей и явлений и свидетельствовать о позиции Церкви.

1.1              Цель курса

Целью преподавания специального курса «Книга Откровения святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» является: восполнение отсутствия Апокалипсиса в общем курсе библеистики,  усвоение студентами фактического содержания и богословского учения Книги Откровения (далее Откр.), привитие навыков ее чтения в общебиблейском – как ново- так и ветхозаветном – контексте, ознакомление с основными экзегетическими, герменевтическими и догматическими проблемами, встающими перед читателем и исследователем книги, а также с основными мотивами интерпретации Откр. в церковной традиции и современной науке. Наряду с этим данный курс имеет и практически-прикладную цель: добиться того, чтобы, получив необходимые теоретические познания, студенты были в состоянии ориентироваться в мире современных эсхатологическо-апокалиптических идей и течений, распознавать среди них опирающиеся на необоснованные ни в духовном, ни в научном отношении толкования Откр. и при необходимости противостоять распространению последних.

1.2 Задачи курса

- Обозрение восприятия Откр. в христианском мире в разные эпохи и в разных регионах, рассмотрение вопроса о каноническом достоинстве книги

- Ознакомление с жанром т.н. «апокалиптики», в традициях которого написан Апокалипсис, выявление традиционных и новаторских жанровых черт Откр.

- Разбор структуры Апокалипсиса, выделение различных формообразующих принципов композиции книги и выявление их экзегетического значения

- Сопоставление Откр. с прочими библейскими книгами, выявление и анализ особенностей использования Ветхого Завета в Апокалипсисе, его связи с различными слоями новозаветного предания, в особенности, с Евангелием и Посланиями ап. Иоанна

- Рассмотрение вопросов авторства, времени и места написания Откр., сопоставление разных точек зрения, выявление их связи с содержанием книги

- Обзор основных мотивов интерпретации Откр. в церковной традиции и в современной науке

- Экзегетический разбор текста Апокалипсиса

- Ознакомление с посвященной Откр. литературой

2.      Темы и краткое содержание курса

Основные темы:

1. Время и место написания Откр. Проблема авторства.

2. Отношение к Откр. и его каноническому достоинству в II-XX вв.

3. Жанр апокалиптики. Памятники апокалиптического жанра в Ветхом Завете и вне его. Откр. как памятник апокалиптического жанра и как пророческая книга

4. Связи Откр. с различными слоями новозаветного предания. Откр. как памятник иоанновской письменности. Сопоставление с Евангелием и посланиями ап. Иоанна.

5. Построение Откр. Поступательно-линейное развитие, рекапитуляция, хиазм, седмеричность.

6. Откр. 1. Вступительное видение. Призвание Тайнозрителя.

7. Откр. как послание. Послания семи церквам Откр. 2-3. Их структура и богословское содержание и связь с остальными разделами Апокалипсиса.

8. Видения Откр. 4-5. Богословское своеобразие 4 и 5 гл.

9. Снятие семи печатей (Откр. 6.1-8.1). Структура и богословское содержание.

10. Семь труб (Откр. 8.2-11.19). Структура и богословское содержание.

11. Видения Откр. 10-11. Богословское содержание и место в общей структуре Откр. и в ряду семи труб.

12. Видения Откр. 12-13. Богословское содержание и место в общей структуре Откр.

13. Видения Откр. 14. Предвосхищение последнего суда. Семь чаш (Откр. 15-16). Структура и богословское содержание.

14. Суд над Вавилоном (Откр. 17-18). Ветхозаветные корни образа Вавилона и его осмысление Тайнозрителем.

15. Откр. 19-20. Торжественное явление Христа и окончательная победа над силами зла. Тысячелетнее царство и связанная с ним догматическая и экзегетическая проблема.

16. Явление Нового Иерусалима (Откр. 21-22). Ветхозаветные корни образов. Церковь в Апокалипсисе.

Раздел 1. Исагогика

 Тема 1. Церковная рецепция Откр.

Содержание темы.

Восприятие Апокалипсиса в разных регионах христианского мира в разные периоды. Критика св. Дионисия Александрийского и хилиазм древнейших толкователей Апокалипсиса как возможные причины более настороженного отношения к его каноническому достоинству в грекоязычных церквах IV в. на фоне признания апостольского происхождения Откр. большинством церковных писателей доникейского периода. Последующее окончательное утверждения Откр. в каноне книг Нового Завета. Новая волна критики в адрес Откр. со стороны гуманистов и реформаторов. Отношение к проблеме происхождения и канонического достоинства Откр. в западной науке Нового времени. Краткий обзор литературы об Апокалипсисе на русском языке.

Рекомендуемая литература

Основная:

Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg: Friedrich Pustet, 1997 (далее Giesen). S. 45-48.

Четыркин В.В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Петроград, 1916 (далее Четыркин). С. 1-70.

Дополнительная:

Maier G. Die Johannesoffenbarung und die Kirche. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1981 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament;  25).

Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948 (далее Булгаков). С. 7-20.

Мецгер Б. Канон Нового Завета. М.: ББИ, 1998.

Тема 2. Жанровые особенности Откр. Откр. и Ветхий Завет.

Содержание темы.

Жанр т.н. «апокалиптики», его основные черты. Корни апокалиптики в пророческой литературе и в учительных книгах Ветхого Завета. Памятники апокалиптической письменности в Ветхом Завете, в межзаветной иудейской и христианской литературе. Откр. как представитель апокалиптического жанра и как пророческая книга. Ветхозаветные мотивы в Апокалипсисе. Метод включения ветхозаветного материала в Откр., пронизанность книги аллюзиями. Книги Ветхого Завета, богословие и образность которых в наибольшей степени отражены в Откр.: Пятикнижие, Псалтирь, Исайя, Иезекииль, Даниил, Захария.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale G.K. The Book of Revelation. A commentary on the Greek Text. Grand Rapids: Eerdmans; Carlisle: Paternoster, 1999 (далее Beale). P. 70-100.

Giesen 14-34

Prigent P. Commentary on the Apocalypse of John. Tuebingen: Mohr Siebeck, 2001 (далее Prigent). P. 22–36.

Четыркин 71-261

Дополнительная:

Aune D. Revelation 1-5. Dallas: Word, 1997 (World Biblical Commentary; 52) (далее для всех томов данного имеющего сквозную пагинацию комментария Aune). P. LXX-IC.

Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2005 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 199).

Kowalski B. Die Rezeption des Propheten Ezechiel in der Offenbarung des Johannes. Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 2004 (Stuttgarter Biblische Beitraege; 52).

Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000.

Булгаков 7-20

Виноградов А.Ю., Ианнуарий (Ивлиев), архим., Лявданский А.К., Польсков К., свящ. Апокалиптика // Православная Энциклопедия. Т.2

Гондецкий С., архиеп. Писания Иоанна. М., 2005. С.127-160.

Смирнов А.В., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова. Казань, 1899 (переиздано в: Ветхозаветные апокрифы. М., 2001).

Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М., 2000.

Тема 3. Откр. как новозаветная книга. Связи с различными слоями новозаветного предания.

Содержание темы.

Откр. и синоптическая традиция: учение о Царстве Божьем, христология, эсхатология, текстуальные переклички. Апокалиптические мотивы в богословии ап. Павла. Откр. и Послание к Евреям: христология, литургические мотивы богословия, этика, общая образность. Откр., Послание ап. Иакова и Первое послание ап. Петра: этика, учение о царственном священстве верных. Откр. и Второе послание ап. Петра: эсхатология, апокалиптическая образность.

Рекомендуемая литература

Основная:

Кассиан (Безобразов), еп. (далее Кассиан). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. С. 335-339 (в издании ПСТБИ пагинация другая!).

Дополнительная:

Vos L.A. The synoptic traditions in the Apocalypse. Kampen: Kok, 1965.

Dautzenberg G. Die siebte Posaune. Beobachtungen zur Eschatologie und Christologie der Offenbarung des Johannes in ihrem Verhaeltnis zur paulinischen Theologie und zur fruehjuedischen Eschatologie // Ebner M.,  Heininger B. (Hg.). Paradigmen auf dem Pruefstand. Exegese wider den Strich. Festschrift fuer Karlheinz Mueller zu seiner Emeritierung. Muenster: Aschendorff Verlag, 2004. S. 1-15 (Neutestamentliche Abhandlungen; 47).

Lohse E. The Revelation of John and Pauline theology // Lohse, Eduard: Das Neue Testament als Urkunde des Evangeliums. Exegetische Studien zur Theologie des Neuen Testaments III. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. S. 206-213 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments; 192).

Taeger J-W. Begruendetes Schweigen. Paulus und paulinische Tradition in der Johannesapokalypse // Trowitzsch M. (Hg.). Paulus, Apostel Jesu Christi. Festschrift fuer Guenter Klein zum 70. Geburtstag. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1998. S. 187-204.

Weiss W. Aufbruch und Bewaehrung. Hebraeerbrief und Apokalypse im Vergleich // Horn F.W., Wolter M. (Hg.). Studien zur Johannesoffenbarung und ihrer Auslegung. Festschrift fuer Otto Boecher zum 70. Geburtstag. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2005. S. 248-262.

Boecher O. Johannes-Apokalypse und Hebraeerbrief // Mayer C., Mueller K.-H., Schmalenberg G. (Hg.). Nach den Anfaengen fragen. Herrn Prof. Dr. theol. Gerhard Dautzenberg zum 60.Geburtstag am 30. Januar 1994. Giessen: Selbstverlag Evangel. und Kathol. Theologie und deren Didaktik, 1994. S. 107-116 (Giessener Schriften zur Theologie und Religionspaedagogik des Fachbereichs Evangelische Theologie und Katholische Theologie und deren Didaktik der Justus-Liebig-Universitaet; 8).

Freyne S. Reading Hebrews and Revelation Intertextually // Draisma, S (Ed.). Intertextuality in biblical writings. Kampen: Uitgeversmaatschappij, 1989. P. 83-94.

Булгаков 298-316

Тема 4. Откр. как памятник иоанновской письменности. Сопоставление с Евангелием и посланиями ап. Иоанна.

Содержание темы.

Проблема соотношения Откр. с прочими книгами иоанновского корпуса Нового Завета. Позиция св. Дионисия Александрийского, ее сильные и слабые стороны и последующее влияние. Язык, стиль и богословие Апокалипсиса в сравнении с Евангелием и посланиями ап. Иоанна – общее и различия. Значительность общих тем и мотивов: божество Христа, имена Христа – Агнец и Логос, Его смерть как победа, осуществленная эсхатология, «дуализм».

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 100-108

Giesen 38-40

Prigent  36-50

Кассиан 337-338

Четыркин 385-502

Дополнительная:

Aune CLX-CCXI

Boecher O. Johanneisches in der Apokalypse des Johannes // Boecher O. Kirche in Zeit und Endzeit. Aufsaetze zur Offenbarung des Johannes. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1983. S. 1-12.

Frey J. Erwaegungen zum Verhaeltnis der Johannesapokalypse zu den uebrigen Schriften im Corpus Johanneum // Hengel M. Die johanneische Frage. Ein Loesungsversuch. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1993. S. 326-429.

Булгаков 7-20

Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных
библейско-исторических исследований» (10 декабря 2003 г.).

www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.

Тема 5. Время и место написания Откр. Проблема авторства.

Содержание темы.

Данные текста Откр.: автор – Иоанн, находящийся на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса», адресаты – церкви Малой Азии. Свидетельство св. Иринея Лионского о написании Откр. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в конце правления императора Домициана, его последующее закрепление в качестве общепринятой точки зрения. Вопрос о пребывании ап. Иоанна в Малой Азии. Критика св. Дионисия Александрийского и ее развитие исследователями Нового времени. Теория пресвитера Иоанна. Прочие современные теории авторства. Проблема датировки Откр. Вопрос о гонениях при Домициане. Гипотеза раннего – до 70 г. – происхождения Апокалипсиса, аргументы в  ее пользу. Аргументы в пользу традиционной датировки.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 4-37

Giesen 36-44

Prigent 68-84

Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 718-761.

Четыркин 503-509

Дополнительная:

Aune XLVII-LVI

Орлов Н. свящ. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования. М., 1904. (переиздано: СПб., 1999) (далее Орлов). С. 3-13.

Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных
библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.).  www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.

Tема 6. Построение Откр. Поступательно-линейное развитие, рекапитуляция, хиазм, седмеричность.  

Содержание темы.

Проблема целостности Апокалиписа и наличия его гипотетических источников. Отказ современной науки от гиперкритических позиций XIX в. Экзегетическое значение построения Откр. Апокалипсис как послание и литургический текст. Проблема наличия в Откр. поступательно-прогрессивного продвижения. Время и история в Апокалипсисе. Различные типы интерпретации Откр. как книги об истории: т.н. претеристская, историцистская, футуристическая и идеалистическая модели. Повторность,  седмеричность и антиципации как важнейшие черты стиля и формообразующие принципы Апокалипсиса. Теория рекапитуляции и соответствующие ей структурные схемы Откр. Хиастически-концентрические структурные схемы. Теории «включений» и «сцеплений». Внутреннее членение седмеричных циклов.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 108-152

Giesen 48-53

Prigent  84-105

Четыркин 263-376

Дополнительная:

Aune XC-CV

Barr D.L. Using Plot to Discern Structure in John’s Apocalypse. www. wright.edu/~dbarr/plotrev.htm

Bauckham R. Structure and Composition // Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: Clark, 1993. P. 1-37.

Lambrecht J. A Structuration of Revelation 4.1-22.5 // Lambrecht J. (Ed.). L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament. Gembloux-Leuven: Duculot, 1980 P. 77-104 (Bibliotheca Ephemeridum theologicarum Lovaniensium ; 53).

Tavo F. The Structure of the Apocalypse. Re-examining a Perennial Problem // Novum Testamentum 47 (2005). P. 47-68.

Thomas R.L. The Structure of the Apocalypse: Recapitulation or Progression? // The Masters Seminary Journal 4 (1993). P. 45-66.

Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных
библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.).  www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.

Раздел 2. Экзегезис

Тема 7. Откр. 1. Вступительное видение. Призвание Тайнозрителя.

Содержание темы.

Заглавие и эпистолярное вступление Апокалипсиса. Черты литургического диалога в Откр. 1.1-8. Эсхатологическая устремленность книги. Первый макаризм Апокалипсиса (1.3). Значение макаризмов в Откр. Стилистические и богословские особенности пожелания благодати в ст. 4. Явление Иоанну подобного Сыну Человеческому – библейские корни и богословское значение Его описания. Утверждение божества Христа в Откр. 1. Призвание Тайнозрителя, его ветхозаветные прообразы. Откр. 1.19 как краткий план всего Апокалипсиса. Текстуальные переклички между Откр. 1 и 22.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 181-223

Giesen 55-92

Prigent 105-148

Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Иосифо-Волоколамский монастырь: Музей Библии, 1992 (репринт издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1901 г.) (далее св. Андрей Кесарийский). С. 5-15.

Дополнительная:

Aune 3-117

Булгаков 21-30

Мень А., прот. Читая Апокалипсис. М., 2000 (далее Мень). С. 16-23.

Орлов 27-56

Пестов Н.Е. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М., 2005 (далее Пестов). С. 11-19.

Тема 8. Откр. 2-3. Послания семи церквам. Их структура и богословское содержание.

Содержание темы.

Откр. как послание, эпистолярные черты книги в целом. Семь малоазийских церквей как адресаты всего Апокалипсиса. Краткий обзор истории этих общин и их городов. Вопрос об отражении в посланиях исторических и бытовых реалий данных городов и церквей. Проблема «ангелов Церквей», разные варианты ее решения. Структура отдельных посланий и Откр. 2-3 в целом. Связь описания Говорящего с описанием подобного Сыну Человеческому. Связь обетований побеждающему с образностью последних глав Откр., их эсхатологический характер. Понятие победы в Апокалипсисе. Проблемы церковной жизни по посланиям: взаимоотношения с государственной властью, языческим обществом, иудейством, деятельность лжеучителей. Проблема «николаитов», различные варианты ее решения. Толкование отдельных трудных мест.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 223-310

Giesen 93-144

Prigent 149-221

Св. Андрей Кесарийский 15-32

Дополнительная:

Aune 117-266

Hemer C.J. The letters to the seven churches of Asia in their local setting. Sheffield: JSOT Press, 1986 (Journal for the study of the New Testament. Supplement series; 11).

Булгаков 31-40

Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002 (далее Глубоковский). С. 37-45, 55-78.

Жданов А. Откровение Господа о семи асийских церквах. М., 1891.

Мень 24-49

Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. М., 2005 (репринт издания 1847 г.).

Орлов 57-95

Пестов 18-84, 227-266

Тема 9. Видения Откр. 4-5. Богословское своеобразие 4 и 5 гл.

Содержание темы.

Смена «места действия»: восхищение Тайнозрителя на небо. Видение небесного престола и Сидящего на нем. Образы радуги, стеклянного моря, молний, громов и гласов, их ветхозаветные корни и богословский смысл. Образ двадцати четырех старцев и четырех животных, различные варианты их толкования. Поклонение Богу как Творцу в Откр. 4. Отсутствие в главе специфически христианских черт. Запечатанная книга в деснице Сидящего на престоле и ее раскрытие, разные варианты толкования образов. Лев от колена Иудина – Агнец как бы закланный; ветхозаветные корни, богословский смысл и значение отождествления образов. Поклонение всей твари Сидящему на престоле и Агнцу за искупление. Утверждение божества Христа-Агнца в Откр. 5. Откр. 5 как христианское восполнение Откр. 4. Литургический характер Откр. 4-5.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 311-369

Giesen 145-172

Prigent 222-261

Св. Андрей Кесарийский 35-44

Дополнительная:

Aune 266-377

Булгаков 41-53

Глубоковский 79-89

Мень 50-65

Орлов 96-133

Пестов 85-99

Тема 10. Снятие семи печатей (Откр. 6.1-8.1). Структура и богословское содержание.

Содержание темы.

Структура серии. Соотношение ее образов с содержанием эсхатологической речи Христа (Мф. 24 и пар.). Проблема первого всадника, разные варианты ее решения. Поражение четвертой части земли при снятии четвертой печати. Отступление гл. 7 как ответ на вопрос 6.17. Проблема образа 144000 запечатленных, его соотношение  с «великим множеством людей» (7.9). Смысл запечатления. Особенности перечисления колен Израилевых в 7.5-8, их возможные объяснения. Образы 7.9-17, их ветхозаветные корни и иоанновские черты. Литургические мотивы в Откр. 7.9-17. Экклезиологическое значение Откр. 7. Снятие седьмой печати, его смысл и значение в общем контексте Апокалипсиса.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 370-459

Giesen 172-205

Prigent 262-302

Св. Андрей Кесарийский 45-62

Дополнительная:

Aune 377-480

Булгаков 54-68

Глубоковский 89-101

Мень 66-84

Орлов 134-171

Пестов 100-109

Тема 11. Семь труб (Откр. 8.2-11.19). Структура и богословское содержание.

Содержание темы.

Структура серии, ее смысловое и структурное соотношение с серией печатей. Формообразующее значение троекратного «горе» (8.13). Литургическая обстановка начала серии труб, ее связь с видением небесной литургии гл. 4-5. Общая характеристика образов серии, их близость к египетским казням. Поражение третьей части земли бедствиями. Духовный смысл бедствий. Указание на нераскаянность людей (9.20-21) как введение в новый ряд видений. Особенность положения седьмой трубы в плане серии труб и общей структуре Откр. Толкование отдельных трудных мест.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 460-519

Giesen 205-227

Prigent 303-323

Св. Андрей Кесарийский 62-76

Дополнительная:

Aune 480-547

Булгаков 68-73

Глубоковский 101-109

Мень 84-99

Орлов 172-214

Пестов 110-122

Тема 12. Видения Откр. 10-11. Богословское содержание и место в общей структуре Откр. и в ряду семи труб.

Содержание темы.

Контраст между Откр. 10-11 и Откр. 6-9. Положительное свидетельство и пророческое служение Церкви в мире – новая и важнейшая тема, представленная данными главами. Структурная и смысловая связь между гл. 10-11 и 12-14. Появление «Ангела сильного», варианты толкования образа. Раскрытая книжка, вопрос о ее соотношении с запечатанной книгой гл. 5. Толкование слов «времени уже не будет» (10.6). Новое призвание Тайнозрителя к пророческому служению, его соотношение с первым призванием (гл. 1). Пророческие действия Иоанна. Смысл измерения храма и поклоняющихся в нем. Толкование образов храма, внешнего двора, святого города и 1260 дней (и его эквивалентов). Образ двух свидетелей, его духовный смысл и разные варианты толкования, победа «зверя» над ними, их воскрешение и восхождение на небо. Спасение людей как результат служения двух свидетелей. Откр. 11.1-13 как центральный раздел всего Апокалипсиса. Его включенность в серию семи труб.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 520-620

Giesen 228-269

Prigent 324-365

Св. Андрей Кесарийский 77-90

Дополнительная:

Aune 547-647

Булгаков 74-84

Глубоковский 109-122

Мень 100-115

Орлов 215-262

Пестов 123-136

Тема 13. Видения Откр. 12-13. Богословское содержание и место в общей структуре Откр.

Содержание темы.

Смысловая и структурная связь между гл. 11 и гл. 12-13. Образ жены, облеченной в солнце, его истоки, экклезиологическое и мариологическое толкование. «Младенец мужского пола» — Христос, смысл Его рождения от жены, облеченной в солнце.  Образ дракона, его истоки. Низвержение дракона с неба, его толкование. Спасение жены в пустыне. Тождественность «времени, времен и полувремени» (12.14) 1260 дням (12.6). Сопоставление с 42 месяцами и 1260 днями Откр. 11.2-3. Образы зверя из моря и зверя из земли, их истоки и толкования в смысле коллективных сил и конкретных личностей. Сопоставление с образами «лжехристов и лжепророков» (Мф. 24.24 и пар.), «человека греха, сына погибели» (2Фес. 2.3-10), антихриста и антихристов (1Ин. 2.18, 22; 4.3; 2Ин. 7). Содержание деятельности зверей. Начертание и печать зверя – истоки и духовный смысл образов, различные варианты их толкования.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 621-729

Giesen 269-318

Prigent 366-428

Св. Андрей Кесарийский 90-110

Дополнительная:

Aune 647-781

Булгаков 85-116

Глубоковский 122-140

Мень 116-139

Орлов 263-345

Пестов 137-162

Тема 14. Видения Откр. 14. Предвосхищение последнего суда. Семь чаш (Откр. 15-16). Структура и богословское содержание.

Содержание темы.

Образ 144000 девственников, стоящих с Агнцем на горе Сионе, его связь с образом 144000 запечатленных гл. 7 и с содержанием гл. 13. Богословское значение девственности. Явление шести ангелов и подобного Сыну человеческому, возвещающих наступление суда Божьего. Двойной образ суда: жатва и сбор винограда, его значение. Второй макаризм Апокалипсиса (14.13). Излияние семи чаш как семь «последних язв». Литургическая обстановка начала серии чаш, ее связь с аналогичной обстановкой в начале серий печатей и труб. Общая характеристика образов серии чаш, их близость к образам серии труб. Структура серии. Собрание царей земли на брань в «великий день Бога Вседержителя» в месте, называемом Армагеддон. Толкование именования Армагеддон. Третий макаризм Апокалипсиса (16.15). Структурное и смысловое значение излияния седьмой чаши, его связь с судом над Вавилоном.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 730-846

Giesen 319-367

Prigent 429-477

Св. Андрей Кесарийский 110-138

Дополнительная:

Aune 781-905

Булгаков 117-144

Глубоковский 140-158

Мень 140-165

Орлов 346-407

Пестов 163-178

Тема 15. Суд над Вавилоном (Откр. 17-18). Ветхозаветные корни образа Вавилона и его осмысление Тайнозрителем.

Содержание темы.

Откр. 17 и 18 – две картины суда над Вавилоном, их единство и контрастность. Библейско-богословское значение образа Вавилона. Образ «великой блудницы», его ветхозаветные корни и антитетическое сопоставление с «женой, облеченной в солнце» гл. 12 и «женой, невестой Агнца» гл. 21. Соотнесение блудницы и «зверя». Детали описания блудницы, указывающие на Рим как ее наиболее вероятный прообраз. Загадочный характер символики рогов и голов зверя, невозможность точного толкования деталей. Миф о Nero redivivus как возможный ключ к расшифровке образов. Разорение блудницы рогами зверя и победа Агнца над зверем. Значение Откр. 17 для датировки Апокалипсиса. Падение Вавилона как центра мировой политики и экономики. Тройной плач над Вавилоном: плач царей, купцов и корабельщиков. Отношение народа Божьего к падению Вавилона. Значение Откр. 18.22-23 в общем контексте суда над Вавилоном. Ветхозаветные аллюзии Откр. 17-18.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 847-925

Giesen 367-407

Prigent 478-514

Св. Андрей Кесарийский 138-156

Дополнительная:

Aune 905-1012

Булгаков 145-156

Глубоковский 158-174

Мень 166-183

Орлов 408-439

Пестов 179-199

Тема 16. Откр. 19-20. Торжественное явление Христа и окончательная победа над силами зла. Тысячелетнее царство и связанная с ним догматическая и экзегетическая проблема.

Содержание темы.

Откр. 19.1-10 как завершение раздела, связанного с судом над Вавилоном и предвосхищение явления Небесного Иерусалима. Четвертый макаризм Апокалипсиса (19.9). Явление торжествующего Христа (19.11) – важнейшая веха Откр. Черты божества в описании Христа. Эсхатологическая брань, поражение зверя и лжепророка, их конец в огненном озере. Тысячелетнее заключение сатаны,  царствование святых и «первое воскресение». Пятый макаризм Апокалипсиса (20.6). Освобождение сатаны, обольщение народов,  новая эсхатологическая битва и ввержение сатаны в огненное озеро. Проблема толкования Откр. 19.11-20.10 – расположение тысячелетнего царствования между двумя эсхатологическими сражениями. Основные интерпретационные модели отрывка: постмиллениализм, премиллениализм (хилиазм), амиллениализм. Аргументы в пользу поступательно-хилиастического и рекапитуляционно-амиллениалистского пониманий. Толкования отцов Церкви. Картина окончательного суда. «Вторая смерть», ее соотношение с «первым воскресением».

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 925-1038

Giesen 407-449

Prigent 515-581

Св. Андрей Кесарийский 156-180

Дополнительная:

Aune 1012-1108

Булгаков 157-205

Глубоковский 174-195

Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.

Кирьянов Б., свящ. О тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001.

Мень 184-211

Орлов 440-501

Пестов 200-211

Тема 17. Явление Нового Иерусалима (Откр. 21-22). Церковь и будущий век в Апокалипсисе. Завершение Откр.

Содержание темы.

 Структура Откр. 21-22. Три отрывка о Небесном Иерусалиме. Связь Откр. 21.1-8 с 20.11-14. Антитетический параллелизм Откр. 21.9-22.9. и 17.1-19.10. Небесный Иерусалим как антипод Вавилона. Откр. 22.1-5 – образ нового Рая. Божество Христа-Агнца в Откр. 21-22. Ветхозаветные корни и библейско-богословское значение образов Откр. 21-22. Новый Иерусалим как Церковь земная и небесная, воинствующая и торжествующая. Литургические черты Откр. 21-22. Откр. 22.6-21 как завершающий раздел Апокалипсиса, его литургические и эпистолярные черты, переклички с Откр. 1.

Рекомендуемая литература

Основная:

Beale 1039-1157

Giesen 449-499

Prigent 582-653

Св. Андрей Кесарийский 181-220

Дополнительная:

Aune 1108-1242

Булгаков 206-263

Глубоковский 195-222

Мень 212-227

Орлов 502-547

Пестов 212-224

3. Список литературы

3.1. Основная литература

Beale G.K. The Book of Revelation. A commentary on the Greek Text. Grand Rapids: Eerdmans; Carlisle: Paternoster, 1999.

Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg: Friedrich Pustet, 1997.

Prigent P. Commentary on the Apocalypse of John. Translated from French into English by Wendy Pradels. Tuebingen: Mohr Siebeck, 2001.

Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Иосифо-Волоколамский монастырь: Музей Библии, 1992 (репринт издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1901 г.).

Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 718-761.

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. С. 327-348 (в издании ПСТБИ пагинация другая!).

Четыркин В.В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Петроград, 1916.

3.2. Дополнительная литература

Aune D. Revelation 1-5. Dallas: Word, 1997 (World Biblical Commentary; 52).

Aune D. Revelation 6-16. Nashville: Thomas Nelson, 1998 (World Biblical Commentary; 52B).

Aune D. Revelation 17-22. Nashville: Thomas Nelson, 1998 (World Biblical Commentary; 52C).

Barr D.L. Using Plot to Discern Structure in John’s Apocalypse. www. wright.edu/~dbarr/plotrev.htm

Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: Clark, 1993.

Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

Boecher O. Johanneisches in der Apokalypse des Johannes // Boecher O. Kirche in Zeit und Endzeit. Aufsaetze zur Offenbarung des Johannes. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1983. S. 1-12.

Boecher O. Johannes-Apokalypse und Hebraeerbrief // Mayer C., Mueller K.-H., Schmalenberg G. (Hg.). Nach den Anfaengen fragen. Herrn Prof. Dr. theol. Gerhard Dautzenberg zum 60.Geburtstag am 30. Januar 1994. Giessen: Selbstverlag Evangel. und Kathol. Theologie und deren Didaktik, 1994. S. 107-116 (Giessener Schriften zur Theologie und Religionspaedagogik des Fachbereichs Evangelische Theologie und Katholische Theologie und deren Didaktik der Justus-Liebig-Universitaet; 8).

Dautzenberg G. Die siebte Posaune. Beobachtungen zur Eschatologie und Christologie der Offenbarung des Johannes in ihrem Verhaeltnis zur paulinischen Theologie und zur fruehjuedischen Eschatologie // Ebner M.,  Heininger B. (Hg.). Paradigmen auf dem Pruefstand. Exegese wider den Strich. Festschrift fuer Karlheinz Mueller zu seiner Emeritierung. Muenster: Aschendorff Verlag, 2004. S. 1-15 (Neutestamentliche Abhandlungen; 47).

Frey J. Erwaegungen zum Verhaeltnis der Johannesapokalypse zu den uebrigen Schriften im Corpus Johanneum // Hengel M. Die johanneische Frage. Ein Loesungsversuch. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1993. S. 326-429.

Freyne S. Reading Hebrews and Revelation Intertextually // Draisma, S (Ed.). Intertextuality in biblical writings. Kampen: Uitgeversmaatschappij, 1989. P. 83-94.

Hemer C.J. The letters to the seven churches of Asia in their local setting. Sheffield: JSOT Press, 1986 (Journal for the study of the New Testament. Supplement series; 11).

Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2005 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 199).

Kowalski B. Die Rezeption des Propheten Ezechiel in der Offenbarung des Johannes. Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 2004 (Stuttgarter Biblische Beitraege; 52).

Lambrecht J. A Structuration of Revelation 4.1-22.5 // Lambrecht J. (Ed.). L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament. Gembloux-Leuven: Duculot, 1980 P. 77-104 (Bibliotheca Ephemeridum theologicarum Lovaniensium ; 53).

Lohse E. The Revelation of John and Pauline theology // Lohse, Eduard: Das Neue Testament als Urkunde des Evangeliums. Exegetische Studien zur Theologie des Neuen Testaments III. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. S. 206-213 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments; 192).

Maier G. Die Johannesoffenbarung und die Kirche. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1981 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament;  25).

Taeger J-W. Begruendetes Schweigen. Paulus und paulinische Tradition in der Johannesapokalypse // Trowitzsch M. (Hg.). Paulus, Apostel Jesu Christi. Festschrift fuer Guenter Klein zum 70. Geburtstag. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1998. S. 187-204.

Tavo F. The Structure of the Apocalypse. Re-examining a Perennial Problem // Novum Testamentum 47 (2005). P. 47-68.

Thomas R.L. The Structure of the Apocalypse: Recapitulation or Progression? // The Masters Seminary Journal 4 (1993). P. 45-66.

Vos L.A. The synoptic traditions in the Apocalypse. Kampen: Kok, 1965.

Weiss W. Aufbruch und Bewaehrung. Hebraeerbrief und Apokalypse im Vergleich // Horn F.W., Wolter M. (Hg.). Studien zur Johannesoffenbarung und ihrer Auslegung. Festschrift fuer Otto Boecher zum 70. Geburtstag. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2005. S. 248-262.

Аверкий (Таушев), архиеп. Апокалипсис в учении древнего христианства. Редакция, примечания, вступительная статья и жизнеописание автора иером. Серафима (Роуза). Платина-Москва: Братство  преп. Германа Аляскинского, российское отделение Валаамского общества Америки, 2001.

Андроник (Трубачев), игум. Опыт сопоставления толкования 13 и 17 глав Откровения Иоанна Богослова с пророчествами Даниила. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.

Антонини Б. Экзегезис книг Нового Завета. Москва: Колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского, 1995. С.75-80, 272-281.

Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000.

Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 223-242.

Баркли У. Толкование Откровения Иоанна. USA: Всемирный союз баптистов, 1987.

Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., 2002.

Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948 (или любое другое издание).

Бухарев А.М. (архим. Феодор). Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916.

Вальер П. Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословии. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.

Ветхозаветные апокрифы. М., 2001.

Виноградов А.Ю., Ианнуарий (Ивлиев), архим., Лявданский А.К., Польсков К., свящ. Апокалиптика // Православная Энциклопедия. Т.2

Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002.

Гондецкий С., архиеп. Писания Иоанна. М., 2005. С.104-184.

Жданов А. Откровение Господа о семи асийских церквах. М., 1891.

Ианнуарий (Ивлиев), архим. Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета// Альфа и Омега 2002. n. 2(32). С. 15-22.

Его же. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.

Иоанн Кронштадтский, св. прав. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2005.

Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.

Кирьянов Б., свящ. О тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001.

Мень А., прот. Читая Апокалипсис. М., 2000.

Мецгер Б. Канон Нового Завета. М.: ББИ, 1998.

Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. М., 2005 (репринт издания 1847 г.).

Орлов Н. свящ. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования. М., 1904. (переиздано: СПб., 1999).

Пестов Н.Е. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М., 2005.

Смирнов А.В., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова. Казань, 1899 (переиздано в: Ветхозаветные апокрифы. М., 2001).

Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных
библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.).  www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.

Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М., 2000.

Шнакенбург Р. Новозаветная христология. Брюссель, 1986. С.143-150.

4. Темы для студенческих докладов и сообщений

1. Толкования Апокалипсиса в доникейский период.

2. Западная традиция толкования Откр. первого тысячелетия христианской эры.

3. Проблема авторства Откр.

4. Проблема датировки Откр.

5. Иоанновские черты Апокалипсиса.

6. Образы и богословские мотивы книги Исход в Откр.

7. Образы и богословские мотивы книги пророка Иезекииля в Откр.

8. Образы и богословские мотивы книги пророка Даниила в Откр.

9. Образы и богословские мотивы книги пророка Захарии в Откр.

10. Структура Апокалипсиса.

11. Послания семи церквам. Структура и богословское содержание.

12. Образ 24 старцев, богословское значение различных его толкований.

12. Снятие семи печатей. Структура и богословское содержание.

13. Книги в тексте Откр. Богословское содержание и формообразующее значение образов.

14. Богословское содержание и формообразующее значение Откр. 10-14.

15. Образ двух свидетелей Откр. 11. Богословский смысл и возможная идентификация.

16. Толкования образа «жены, облеченной в солнце» (Откр. 12).

17. Образ двух «зверей» Откр. 13. Истоки и богословское содержание, персонифицирующее и собирательное понимание.

18. Различные толкования «числа» и «начертания» зверя (Откр. 13.16-18).

19. Толкование названия «Армагеддон» (Откр. 16.16).

20. Ветхозаветные мотивы в описании суда над Вавилоном (Откр. 17-18).

21. Экзегетическая и догматическая проблема «тысячелетия» Откр. 20.1-6, различные варианты ее решения.

22. Суд Божий в Апокалипсисе (по тексту всей книги).

23. Церковь в Апокалипсисе (по тексту всей книги).

24. Ветхозаветные мотивы в описании Небесного Иерусалима.