Дипломная работа (ПСТГУ)
«Образ императора Нерона в книге Откровения св. апостола Иоанна Богослова» (2009 г.)
В дипломной работе «Образ императора Нерона в книге Откровения апостола Иоанна Богослова» анализируется образ зверя Апокалипсиса (Откр 13, 17) и всесторонне рассматриваются предполагаемые связи этого образа с фигурой императора Нерона (37-68 гг. по Р. Х.). Образ «зверя из моря», получающего свою власть от дракона-сатаны, раскрывается в 13 и 17 главах Апокалипсиса, причем повествования двух этих глав имеют свои особые черты.
В данной работе Апокалипсис рассматривается в контексте исторической обстановки, современной его написанию. Согласно древним свидетельствам, Апокалипсис написан в конце I века по Р. Х. В это время малоазийские города, церковным общинам которых был адресован Апокалипсис, находились под властью римской империи. Именно в малоазийских городах в конце I в. до Р. Х. зародился культ поклонению римскому императору как божеству, и к концу I века по Р. Х. императорский культ приобрел широкое распространение. Следствием этого стало растущее давление на христиан со стороны государства. В середине I века (64 г.) христианская Церковь претерпела первое гонение, бывшее жестоким и кровавым. Инициатором гонения выступил император Нерон, одиозная личность в оценке римлян, который тем не менее пользовался уважением в восточных провинциях империи. В 68 г., будучи объявлен врагом государства, Нерон покончил жизнь самоубийством. После этого в течение еще долгого времени в империи распространялись слухи о том, что Нерон избежал смерти; известно появление по крайней мере трех «лженеронов». Итак, сформировалась легенда о том, что в будущем Нерон вернется в империю с Востока как мститель; эта легенда в разнообразных формах циркулировала в широких кругах общества.
Исследователи предполагают, что данная легенда была известна ап. Иоанну и его адресатам. В древней традиции толкования образа зверя присутствует сближение зверя с Нероном. В библейской науке неоднократно высказывались предположения, что император Нерон мог являться историческим прототипом образа зверя. Действительно, представляется вполне возможным, что для построения символического образа богоборческого правителя, преследующего «святых», автор Апокалипсиса использовал фигуру Нерона, который для его современников являл собой воплощение антихристианского духа. Такое понимание позволяет объяснить отличия повествований глав Откр 13 и 17 тем, что в них автор Апокалипсиса отобразил две разные формы легенды о Нероне.
В свою очередь, связь образа зверя с императором Нероном позволяет дать возможную интерпретацию упоминаемого в Откр 13:18 числа 666 как указания на имя Нерона; данное мнение широко распространено среди библеистов, многие считают его ключом к разгадке таинственного «числа зверя».
Первая глава дипломной работы — «”Противостояние Христа и Кесаря” во второй половине 1 в.». В ней дается характеристика исторической ситуации, непосредственно предшествующей и современной написанию Апокалипсиса; характеризуется императорский культ и личности императоров сер.-конца I века по Р.Х.
Вторая глава — «Анализ текста 13-й и 17-й глав книги Откровения и интерпретация образа зверя». Здесь детально рассматривается фрагменты текста Апокалипсиса, посвященные «зверю», и излагаются основные толкования образа зверя, святоотеческие и современные: зверь как отдельная личность – «антихрист», зверь как богоборческое государство в целом, и пр.
Третья глава дипломной работы – «Легенда о «возвращающемся (воскресшем) Нероне» (Nero redux (redivivus)): ее формирование и варианты». Глава посвящена разбору основных вариантов легенды и того, каким образом эти варианты отражали надежды и страхи различных социальных групп населения империи. Анализируются представления ученых о том, как ап. Иоанн использует легенду в повествовании Апокалипсиса, и какие богословские мысли он выражает через ее использование.
Четвертая глава — «Число зверя 666 и варианты его толкования». В ней анализируются основные подходы к пониманию числа 666 (Откр 13:18): символический, гематрический, метод геометрических чисел. Разбираются версии имени зверя, предложенные сщмч. Иринеем Лионским, сшмч. Ипполитом Римским, св. Андреем Кесарийским, сщмч. Викторином Петавийским. Излагается мнение о толковании этого числа как гематрического указания на имя «Нерон Кесарь», написанное буквами еврейского алфавита, анализируется аргументация за и против.
Данная работа является примером применения «современно-исторического» подхода к толкованию повествования Апокалипсиса.