Диссертация

«Иерусалим в Откровении Иоанна Богослова: экклезиологический и эсхатологический аспекты образа»

 ПЛАН-ПРОСПЕКТ диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата богословия

 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ и ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сложность образа Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова обусловлена долгой и противоречивой историей изображения святого города в библейской и межзаветной литературе. В ряде книг Ветхого Завета Иерусалим рассматривается непосредственно как место обитания Бога. Эти представления, обозначаемые современными исследователями как «сионская традиция», находят свое выражение, прежде всего, в некоторых псалмах. Авторам исторических книг присуща убежденность в том, что Божье присутствие в Иерусалиме не носит безусловного характера, но поставлено в зависимость от морального состояния жителей города, что, в конце концов, и обусловливает его падение и разрушение. Согласно книгам пророков, грехи людей и связанное с ними божественное наказание не отменяют веру в идеальный Сион, святой город, где Бог встречается и пребывает с человеком. Но явление преображенного Иерусалима связывается у них с эсхатологическими перспективами Израиля. Для межзаветной литературы характерна устойчивая идея, согласно которой земной Иерусалим и храм являются только копиями с небесного оригинала. Новозаветные памятники, развивающие образ Иерусалима/храма, демонстрируют сдвиг сферы применения «богословия Сиона» с земного Иерусалима на Иисуса Христа и Церковь.

Автор книги Откровения творчески перерабатывает идеи, представленные в книгах Ветхого Завета и литературе периода Второго Храма. Изображая Новый Иерусалим как вечный небесный Град, и следуя, тем самым, более ранним апокалиптикам, он, вместе с тем, обращается к символизму, характерному для пророческой вести о восстановлении Сиона, а также к древней «сионской традиции». Наконец, взгляд Иоанна на Иерусалим определяется его положением христианского пророка. Все это обуславливает многогранность и сложность образа Иерусалима в Апокалипсисе, и требует тщательного и всестороннего анализа фрагментов текста книги, в которых данный образ находит отражение.

Применительно к тесту Апокалипсиса это, в первую очередь, означает трудность в интерпретации таких выражений, как «святой город» (11.2), «стан святых, город возлюбленный» (20.9), «гора Сион» (14.1). Спектр возможных толкований данных мест может включать их понимание как земного города или христианской Церкви, как отражения небесного града или эсхатологического Иерусалима. Очевидно, что Иерусалим предстает перед читателями книги как универсальный символ пребывания Бога со своим народом, что, тем не менее, не снимает вопрос о соотношении отдельных символических значений в каждом конкретном случае использования Иоанном данного образа.

Образ Вавилона, являясь яркой антитезой Иерусалима в книге Откровения (ср. глл. 17 и 21), тем не менее, не изолируется полностью от последнего. Выполняя, как и Иерусалим, универсальную символическую функцию и выходя, благодаря этому, за рамки однозначных исторических соответствий, Вавилон находится в некоторой ассоциативной связи как с земным Иерусалимом, так и некоторыми членами христианской общины, о чем свидетельствуют послания семи малоазийским церквям (Откр 2-3). Центральные главы книги (Откр 11-14), отражающие реальность настоящего века, в котором каждый человек, несмотря на свою избрание,  находится в ситуации выбора и может выбрать сторону Вавилона, свидетельствуют об этом, характеризуя «великий город» (далее везде эксплицитно называемый Вавилоном), как город, где «Господь наш распят», то есть Иерусалим (11.8). Выявление значения указанной связи для образа Иерусалима в Апокалипсисе представляется важной и непростой задачей.

Тема Иерусалима раскрывается также посредством других (на этот раз не антитетических) образов, представленных в видениях 144 000 запечатленных «сынов Израилевых» (Откр 7. 14), «великого множества» (Откр 7) и «жены, облеченной в солнце» (Откр 12). Эти образы, предваряющие финальное изображение Нового Иерусалима, интерпретируется большинством исследователей как отражающие ту или иную сторону бытия христианской церкви.

Важное значение видения Нового Иерусалима (Откр 21.1-22.5) подчеркивается его положением в плане книги, финал которой призван разрешить все противоречия и разделения, свойственные первому Творению, и, в частности, Иерусалиму, а также явить преображенному человечеству исполнение божественных обетований. Сложность рассмотрения заключительного видения книги определяется, в первую очередь, тем, что оно выражает эсхатологическую, по определению недоступную для нашего восприятия, реальность. Тем не менее, важнейшим эгзегетическим ключом в данном случае может оказаться тематическая, структурная и лексическая близость Откр 21-22 с рядом ветхозаветных, в первую очередь, пророческих текстов. Литературная техника автора книги Откровения такова, что, не используя точные цитаты, он насыщает описание Нового Иерусалима огромным количеством аллюзий[1]. Вместе с тем, Иоанн Богослов не только использует образы ветхозаветных книг, но находится с ними в динамичном диалоге, что остро ставит вопрос о значении соотношения в его описании Нового Иерусалима традиционных и новых элементов.

Исследованию образа Иерусалима посвящен ряд современных научных работ, авторы которых рассматривают его в контексте библейской и межзаветной литературы[2]. Некоторые ученые посвятили свои труды отдельным аспектам данного образа в Апокалипсисе, например, изучению финального видения книги (Откр 21.1-22.5) в свете иудейской[3] или ветхозаветной традиции[4]. Важным вкладом в изучение указанной темы являются исследования, раскрывающие значение для Тайнозрителя храма (символизирующего присутствие Бога в Иерусалиме)[5], образа города (в том числе Вавилона и Иерусалима, как двух городов-символов)[6] и творения (центром которого является Иерусалим)[7]. Ответы на некоторые из вопросов, связанных с образом Иерусалима, можно найти в комментариях на книгу Откровения[8], в специальных разделах отдельных монографий[9], а также в целом ряде статей[10].

При этом вопросы богословского содержания всех аспектов образа Иерусалима в Апокалипсисе, своеобразия предложенной Тайнозртелем Иоанном интерпретации предыдущей традиции, а также значения данного образа для богословия книги Откровения в целом до сих пор не получили должного систематического освещения. В силу данных обстоятельств, а также в виду стабильного интереса к Апокалипсису у отечественного  читателя и явной нехватки посвященных ему научных работ на русском языке, настоящее исследование представляется весьма актуальным.

3. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является книга Откровения св. ап. Иоанна Богослова в контексте библейской и межзаветной литературы.

4. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: фрагменты текста Апокалипсиса, в которых отражен образ Иерусалима.

5. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: на основании изучения фрагментов текста Апокалипсиса, в которых представлен образ Иерусалима, раскрыть богословское содержание данного образа и выявить его роль в книге Откровения.

 6. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • охарактеризовать образ Иерусалима, представленный в различных разделах книг Ветхого Завета;
  • установить, какие изменения по сравнению с ветхозаветными представлениями имели место в изображении Иерусалима в межзаветной литературе;
  • продемонстрировать характерные особенности новозаветного богословия Иерусалима/Сиона (за исключением Апокалипсиса);
  • изучить фрагменты книги Откровения, использующие образ Иерусалима для обозначения реалий настоящего века;
  • проанализировать встречающиеся в Апокалипсисе образы городов, подробно рассмотреть различные варианты их идентификации;
  • всестороннее исследовать финальное видение Нового Иерусалима.

7. ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование охватывает толкования образов Апокалипсиса древних учителей и отцов Церкви, а также современные комментарии и научные работы христианских ученых Востока и Запада.

 8. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для методологии настоящего исследования важное значение имеет принцип интертекстуальности: образ Иерусалима в Апокалипсисе исследуются на фоне иудейской (библейской и межзаветной) традиции. Совершенно очевидно, что в образе Иерусалима, представленном Тайнозрителем Иоанном, отражается сложное и неоднозначное отношению к древней столице иудеев, характерное для авторов разных книг Ветхого Завета, а также для создателей памятников межзаветного периода. Вместе с тем, идейное содержание образа Иерусалима в Апокалипсисе невозможно корректно определить в отрыве от откровения, выраженного в других книгах Нового Завета, где древняя сионская традиция подвергается радикальному переосмыслению в связи с евангельскими событиями, что определяет актуальность богословского метода для данного исследования. Рассмотрение образа Иерусалима в его историческом, земном аспекте, предполагает обращение к историческому контексту Апокалипсиса и применение инструментария историко-критического метода.

 9. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В работе предполагается определить богословское содержание образа Иерусалима в Апокалипсисе, его своеобразие по отношению к существовавшей библейской и межзаветной традиции, а также значение данного образа для богословия книги Откровения.

 10. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

  1. 0.      Введение

0.1.    Актуальность темы и проблема исследования

0.2.    Объект, предмет, задачи и цель работы

0.3.    Методика исследования

0.4.    Обзор источников

0.5.    Историографический обзор

  1. 1.      Изображение Иерусалима в предшествующей Апокалипсису традиции: земной город и место обитания Бога

1.1.   Ветхий Завет

1.1.1.      Пятикнижие: указания на избрание Сиона

1.1.1.1.            Авраам и Мелхиседек (Быт 14)

1.1.1.2.            Жертвоприношение Исаака (Быт 22)

1.1.1.3.            Песнь Моисея (Исх 15)

1.1.1.4.            Место, избранное для пребывания Имени Господа (Втор)

1.1.2.      Иерусалим в исторических книгах

1.1.2.1.            Захват Иерусалима евреями (Нав 10, Суд 1, 2 Цар 5)

1.1.2.2.            Избрание Давидом Иерусалима местом пребывания ковчега Завета (2 Цар)

1.1.2.3.            Строительство иерусалимского храма (3 Цар)

1.1.2.4.            Причины падения Иерусалима (3-4 Цар)

1.1.2.5.            Восстановление Иерусалима (Езд, Неем)

1.1.3.      Псалтирь: возникновение «сионской традиции»

1.1.3.1.            Соотношение с ближневосточными традициями изображения «космической горы»

1.1.3.2.            Сион как место пребывания Славы Господа (Пс 45, 47, 75)

1.1.3.3.            Плачи о разрушенном Иерусалиме (Пс 73, 78, 101, 136)

1.1.4.      Книги великих и малых пророков

1.1.4.1.            Предсказания суда над Иерусалимом

1.1.4.2.            «Очищение остатка» как залог будущего спасения Сиона

1.1.4.3.            Пророчества  об эсхатологическом граде

1.2.    Межзаветная литература: развитие представлений об Иерусалиме как о вечном небесном граде

1.2.1.      Первая книга Еноха

1.2.2.      Кумранские документы

1.2.3.      Книга Юбилеев

1.2.4.      Третья книга Ездры

1.2.5.      Вторая книга Варуха

1.3.    Образ Иерусалима в Новом Завете (за исключением Апокалипсиса): соотнесение Иерусалима и Иисуса Христа

1.3.1.      Евангелия и Деяния

1.3.2.      Послания ап. Павла

1.3.3.      Послание к  евреям

  1. 2.      Изображение Иерусалима в Апокалипсисе как реальности настоящего века, предвосхищающей эсхатологическое обновление

2.1.    Небесный Храм в Откр 1

2.1.1.      Изображение «подобного Сыну Человеческому» как первосвященника

2.1.2.      Соотношение небесного Храма и семи малоазийских церквей

2.2.    Храм и Новый Иерусалим в посланиях семи церквям (Откр 2-3)

2.2.1.      Обетование «побеждающему»: возможность получения «гражданства» в Новом Иерусалиме (3.7-13)

2.2.2.      Призыв к покаянию в посланиях. Причины возможного изгнания из Храма (3.12): «блудодеяние» и вкушение «идоложертвенного».

2.2.3.       Сравнение осуждения отдельных членов общин с описанием падения «Вавилона» (глл. 17-18)

2.3.    Изображение участия в небесной литургии и предвосхищение вхождения в эсхатологический Иерусалим благодаря победе,  одержанной на земле (гл. 7)

2.3.1.      Видение 144 000 запечатленных «сынов Израилевых»

2.3.2.      Видение «великого множества»

2.4.    Образ «святого города» — Иерусалима в Откр 11

2.4.1.      Изображение «святого города», осажденного язычниками (11.1-2)

2.4.2.       Идентификация «великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (11.8)

2.4.3.       Судьба «города» и его жителей (11.13); открытие небесного Храма (11.19)

2.4.4.       Проблема соотнесение «города» Откр 11 и «Вавилона» (14.8; 16. 19; 17-18)

2.5.    Видение «жены, облеченной в солнце» в Откр 12

2.5.1.      Значение преследования жены драконом в контексте «небесной» природы знамения (12.1)

2.5.2.       Возможное толкование «места» в пустыни, приготовленного Богом (12.6, 14) как Храма

2.5.3.      Связь образа небесной жены со «святым городом» Откр 11;  страдания жены-города, как условие будущего прославления (19.7, 21.2, 9-10)

2.6.    Изображение 144 000 «на горе Сион» (14.1-5)

2.6.1.      Версия 1: Небесный храм

2.6.2.      Версия 2: Земной Иерусалим

2.6.3.      Версия 3: Новый Иерусалим

2.7.    Осада язычниками «города возлюбленного» (Откр 20)

2.7.1.      Толкование тысячелетнего царства как ключ к пониманию Откр 20.8

2.7.2.      Проблемы буквального истолкования Откр 20.8 как земного Иерусалима

2.7.3.      «Город возлюбленный/стан святых» как экклезиологический символ, связанный с изображением Иерусалима в Откр 7 и 11

3.      Изображение Иерусалима в Апокалипсисе как новой реальности, являющей окончательное исполнение обетований божьему народу

3.1.    Пролог финального видения (21.1-8)

3.1.1.      Изображение нового Творения (21.1, 4-5)

3.1.2.      Представление Нового Иерусалима (21.2)

3.1.2.1.            Новый Иерусалим как центр нового Творения

3.1.2.2.            Новый Иерусалим как символическое изображение всего обновленного мира

3.1.2.3.             «Сходящий от Бога с неба»: вечность города как божественного «жилища»

3.1.2.4.            «Приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего»: вознаграждение за терпение, проявленное женой во время преследования со стороны дракона

3.1.3.      Заключение Нового Завета, отмена проклятий, связанных с нарушение прежнего Завета (21.3-4, 7)

3.2.    Изображение Нового Иерусалима как Нового Храма (21.9-27)

3.2.1.      Архитектура Нового Иерусалима: общие размеры; описание стен, ворот и оснований.

3.2.1.1.            Стены как символ безопасности города

3.2.1.2.            Особенности описания стен как свидетельство об открытости Нового Иерусалима

3.2.1.3.            Отражение божественной Славы

3.2.1.4.            Отсутствие здания храма и форма города как указание на  его трансформацию в «Святое святых» (21.22-23)

3.2.2.      Драгоценные камни, украшающие город (21.11, 18-21)

3.2.2.1.            Космологическое, литургическое и экклезиологическое толкования (на основании Исх 28)

3.2.2.2.            Антитеза изображению украшенной драгоценностями вавилонской блудницы (материальная компенсация — версия Гандри)

3.2.2.3.            Указание на брак Агнца (на основании Ис 54)

3.2.2.4.            Христологическое исповедание (версия Воцеховски)

3.2.2.5.            Иерусалим как место божественного присутствия

3.2.3.      Вхождение в Новый Иерусалим язычников (21.24-27)

3.2.3.1.            Указание на универсальное спасение (апокатастасис)

3.2.3.2.            Буквальное заимствование из текста ветхозаветных пророчеств

3.2.3.3.            Свидетельство универсальности христианской Церкви

3.2.3.4.            Риторическая антитеза изображению универсального суда (глл. 19-20).

3.3.    Новый Иерусалим как Новый Рай

3.3.1.      Единство образности города и обновленного Едема

3.3.2.      Город-храм как источник жизни и благословения

3.3.3.      Непосредственное присутствие Бога с людьми

3.3.4.      Священническое достоинство всех христиан

11. СРОК ЗАВЕРШЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ДИССЕРТАЦИИ

 2 квартал 2015 года.

 НАУЧНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент, кандидат богословия А. С. Небольсин


[1] Тридцать два стиха этого раздела книги содержат девяносто пять аллюзий на Ветхий Завет.

[2] См. напр. Dow, Lois K. Fuller. Images of Zion: Biblical Antecedents for the New Jerusalem.
Sheffield: Sheffield Phoenix, 2010.

[3] Lee, Pilchan  The New Jerusalem in the Book of Revelation. A Study of Revelation 21-22 in the Light of its Background in Jewish Tradition 2001.

[4] Mathewson, Dave L. New Heaven and a New Earth: The Meaning and Function of the Old Testament in Revelation 21.1-22.5. Journal for the Study of the New Testament Supplement Series, 238. Sheffield: Sheffield Academic Press, 2003. Sung-Min Park. More Than a Regained Eden: The New Jerusalem as the Ultimate Portrayal of Eschatological Blessedness and Its Implication for the Understanding of the Book of Revelation. PhD dissertation. TrinityEvangelicalDivinitySchool, 1995

[5] Briggs, Robert A. Jewish Temple Imagery in the Book of Revelation // Studies in Biblical Literature, 10. New York: Peter Lang Publishing, 1998

[6] Futral, J. R. JR. The Rhetorical Value of City as a Sociological Symbol in the Book of Revelation. PhD dissertation, New Orleans Baptist Theological Seminary, 2002. Rossing, B. The Choice Between Two Cities: Whore, Bride, and Empire in the Apocalypse (Pennsylvania: Trinity Press, 1999). Reynolds E.E. The Sodom/Egypt/Babylon motif in the Book of Revelation. PhD dissertation.1994.

[7] Sun-Bum Choi. The Restoration Theme in the Book of Revelation: From Creation to New Creation. PhD dissertation. Southern Baptist Theological Seminary, 2003. Stephens, Mark B. Annihilation or renewal?: the meaning and function of new creation in the book of Revelation. Tübingen: Mohr Siebeck, 2011.

[8] Напр. Beale G. K. The Book of Revelation: a commentary on the Greek Text. Grand Rapids; Cambridge, 1999, Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg, 1997, Prigent P. Commentary on the Apocalypse of St. John. Tübingen, 2001.

[9] Напр. Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Cambridge, 1993. pp. 126-143., Vanni Ugo. Apocalisse. Ermeneutica, esegesi, teologia, EDB 1988. pp. 369-390.

[10] Напр. Cuvillier, E. Le discours sur l’avenir en Apocalypse (21.1-22.5) //Graphé. Vol. 1. 1992. P. 54, Deutsch, Celia. Transformation of Symbols: The New Jerusalem in Rv 21:1-22:5 // Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 78. 1987, P. 113.