Е.В. Матерова выступила в РГГУ с докладом о толкованиях образа лягушек Откр 16:13-14

16.13-16_froesche_g2

20 мая 2020 г.  член исследовательской группы «Латинские патристические толкования на Апокалипсис» Е.В. Матерова приняла участие в работе VI Международной конференции «Демонология как семиотическая система», организованной Центром типологии и семиотики фольклора и Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, и впервые прошедшей на платформе Zoom в режиме онлайн.

Ниже представлены тезисы доклада Е.В.Матеровой «Демонизация лягушки или уничижение дьявольских сил? Заметки к интерпретации Откр 16.13-14»

«И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам[1]: это — бесовские духи, творящие знамения» (Откр 16.13-14).

В центре внимания доклада фрагмент Откровения Иоанна Богослова, который традиционно соотносят с ветхозаветным эпизодом ― нашествием лягушек (Исх 8.1-15). При всей очевидности этой аллюзии, очевидно, однако, и то, что образы лягушек в двух этих книгах носят глубоко различный характер. Если в Исх 8. 1-15 речь идет о животных не злобных и не опасных, а скорее назойливых, то в Откр 16 лягушкам оказываются уподоблены «нечистые духи», исходящие из уст своеобразной «бесовской троицы»: дракона, зверя и лжепророка. Размышляя об этом несходстве, немецкий новозаветник Марко Френшковски указывает, что в череде египетских казней, следующих по нарастающей: от менее тяжких ко все более суровым, «казнь» лягушками всего лишь вторая т.е. далеко не самая значительная, тогда как в Откр лягушка соотнесена с образами высшего проявления зла[2].

Возникает вопрос: каков характер этой соотнесенности? В его решении могут быть обозначены две ведущие тенденции.

Первая ― демонизирующая: лягушки = демонические силы, внушающие ужас и отвращение[3], а также связанные с идеей нечистоты и мерзости греха (см. патристические комментарии: латинские ― Тихония Африканского и следующих ему Кесария Арльского  и Примасия Гадруметского ; греческие ― Андрея Кесарийского  и Икумения).

Вторая ― травестирующая: демонические силы = всего лишь лягушки, существа ничтожные и жалкие. В ее основе восходящее к античности представление о лягушке как о персонаже преимущественно комическом (см. Аристофан, Эзоп, Плутарх и др.). Принимая во внимание подобные коннотации этого образа, а также указывая на своеобразный «полемический параллелизм» между сценой с исходящими из уст дракона, зверя и лжепророка лягушками и изображением Христа, из уст Которого выходит обоюдоострый меч (Откр 1.16), немецкий исследователь Штефан Витечек предлагает рассматривать Откр 16.13-14 как «краткую комическую интермедию в апокалиптической драме» т.е. осмеяние дьявольских сил[4].

 На нашем сайте можно посмотреть видео доклада и ознакомиться с презентацией ppt, содержащей тезисы и выводы доклада с иллюстрациями. Текст доклада планируется к публикации в сборнике «In Umbra: Демонология как семиотическая система» за 2020 год.

 Полная программа прошедшей в РГГУ конференции доступна здесь: ruthenia.ru/folklore/2020_demonology6_prog.pdf



[1] Цитируемый здесь Синодальный перевод передаёт греческое Βάτραχοι (лягушки) как «жабы».

[2] Frenschkowski M. Parthica Apocalyptica. Mythologie und Militärwesen iranicher Völker in ihrer Rezeption durch die Offenbarung des Johannes // Jahrbuch fur Antike und Christentum (47, 2004). p. 50-51

[3] Ibid. p. 49-50

[4] Witetschek St. The Dragon Spritting Frogs: On the Imagery of Revelation 16. 13-14 // New Testament Studies, 54 (2008) – p.557-572

Все новости