Методология исследований

Как понимать повествование Апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) в первую очередь известно своими поражающими воображение картинами конца земного мира. Однако даже беглого знакомства с текстом достаточно, чтобы понять, что содержание Апокалипсиса гораздо богаче. И если мы хотим понять это произведение в его полноте и целостности, то нам необходимо принимать во внимание и анализировать все его «пласты».

Общая характеристика Апокалипсиса

Согласно древним свидетельствам, Апокалипсис написан апостолом Иоанном Богословом в конце I в. по Р. Х. Название «апокалипсис» (в переводе с древнегреческого  «откровение») дано в соответствии с заглавным стихом, где дается именование всей произведения. В первом стихе говорится: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре». Таким образом, Апокалипсис является божественным откровением, переданным Иисусом Христом Иоанну для того, чтобы тот донес его до других христиан. Сам ап. Иоанн называет Апокалипсис «словом пророчества» — «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (Откр 1:3). Христос повелевает Тайнозрителю записать полученное откровение и направить это пророчество семи церквам.

В 1-й, вводной, главе описывается  видение прославленного Господа,  бывшее ап. Иоанну на острове Патмос, и поручение Христа записать и послать текст Апокалипсиса церковным общинам семи малоазийских городов — Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сард, Филадельфии и Лаодикии (Откр 1:11).

Во 2-й и 3-й главах автор Апокалипсиса передает семи церквам предназначенные для них слова Господа. Эти послания содержат различные наставления, одобрения и обличения.

В 4-22-й главах изображаются открываемые Тайнозрителю великие небесные видения. Последняя, 22-я глава заключается пожеланием благодати адресатам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр 22:21). Такое пожелание благодати присутствует в новозаветных посланиях, в частности, в большинстве посланий ап. Павла.

Итак, Апокалипсис можно разделить на вступление, послания семи церквам, цикл видений, заключение. В свою очередь, в цикле видений Апокалипсиса можно выделить фрагменты, являющиеся законченными и цельными по своему смысловому содержанию, но внутренне связанные между собой. Такие фрагменты образуют собой разделы. Деление на разделы помогает выявить основную логику развития повествования Апокалипсиса: можно увидеть, что текст Апокалипсиса имеет четкую структуру и общий сюжет.

В нижеследующей таблице представлен пример укрупненного деления текста Апокалипсиса на разделы вместе с основными описываемыми в них событиями. Данное членение текста Апокалипсиса признают практически все исследователи, при этом по поводу более детальной организации разделов и их взаимного отношения ведутся серьезные научные дискуссии.

Главы Апокалипсиса

Основные разделы

Основные описываемые события

Глава 1

Введение

Заглавие книги; пожелание благодати; ап. Иоанн на о. Патмос; Видение прославленного Христа в образе «Сына Человеческого»; повеление Тайнозрителю написать

Глава 2

Послания семи Церквям

Послания, адресованные «ангелам Церквей» в семи малоазийских городах: Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия, Лаодикия

Глава 3

Цикл небесных видений Апокалипсиса

Глава 4

Первое небесное видение – престол Божий, Агнец, книга с семью печатями

Видение престола Божия и поклоняющихся Богу небесных сил

Глава 5

Агнец-Христос принимает запечатанную семью печатями книгу от Сидящего на престоле – всеобщее прославление владычества Бога и Христа

Глава 6

Цикл семи печатей

 Снятие первых шести печатей с книги: видение четырех всадников, душ мучеников на небе, великого землетрясения

Глава 7

Интерлюдия цикла печатей – множество спасенных

Видение «запечатления» верных, 144 тыс. нового Израиля, а также «великого множества» спасенных, пришедших «от великой скорби»; их утешение Богом

Глава 8

Цикл семи труб

Снятие седьмой печати – «безмолвие на небе», казни четырех труб

Глава 9

Видение казней пятой и шестой трубы — саранча и бесовские всадники

Глава 10

Интерлюдия цикла труб — призвание Тайнозрителя; тема пророческого служения

Видение великого ангела с книжкой; клятва ангела; дарование книжки Тайнозрителю как знак его призвания к пророческому служению

Глава 11

Центральные главы Апокалипсиса: изображение борьбы сатаны и его союзников «двух зверей» с Церковью (на протяжении символического периода – 3,5 года)

Пророческое служение двух свидетелей, их смерть от руки «зверя» и воскресение; Возглашение седьмой трубы – прославление воцарения Божия

Глава 12

Преследование драконом «жены, облеченной в солнце» после рождения ею младенца и ее сокрытие в пустыне

Глава 13

Богоборческая деятельность двух зверей

Глава 14

Видение спасенных; предвосхищение сцен суда

Видение 144 тыс. спасенных с Агнцем; видение ангелов, жатвы и сбора винограда – образы суда над человечеством

Глава 15

Цикл семи чаш гнева Божия (эсхатологические казни)

Ангелы с семью чашами у престола Божия; гимн Богу

Глава 16

Излитие семи чаш на последователей зверя

Глава 17

Суд над «великим городом» Вавилоном-блудницей

Изображение Вавилона как всемирного богоборческого града, вводящего в соблазн царей земных

Глава 18

Изображение гибели Вавилона; плач царей, купцов и корабельщиков

Глава 19

Второе пришествие Христово; эсхатологическая битва

Явление Христа на белом коне; поражение зверя и второго зверя-лжепророка; ввержение их в озеро огненное

Глава 20

Изображение тысячелетнего царствования верных со Христом; воскресение мертвых и последний суд

Второе описание битвы; ввержение диавола в озеро огненное

Глава 21

Видение «великого города» Небесного Иерусалима – невесты Агнца;

Заключение

Описание Небесного Иерусалима как эсхатологического града

Глава 22

Описание Небесного Иерусалима как нового рая; заключительные наставления; завершение книги

Более подробные схемы, отражающие различные варианты структурирования повествования Апокалипсиса, можно посмотреть в дипломной работе А.В. Костенецкого Исследование структуры Апокалипсиса Иоанна в современной библеистике.

Из вышеприведенного обзора можно заключить, что повествование Апокалипсиса имеет различные грани, и в соответствии с ними  возможно применение различных методов исследования.

 Методология исследования Апокалипсиса как произведения, принадлежащего к жанру послания

По своей форме Апокалипсис представляет собой  послание, адресованное семи малоазийским церковным общинам.  В связи с этим можно сказать, что автор Апокалипсиса, будучи пастырем Церкви, обращался в первую очередь к своим современникам-христианам, и его книга предназначалась быть понятной и актуальной для них в их конкретных жизненных обстоятельствах.

Следовательно, для вынесения взвешенных суждений о книге немаловажным является рассмотрение текста Апокалипсиса на фоне его первоначального исторического контекста (I век по Р.Х.). Некоторые таинственные образы Апокалипсиса могут соотноситься с историческими реалиями, узнаваемыми непосредственными адресатами произведения.

Методология исследования Апокалипсиса как христианской пророческой книги, преемственно связанной с ветхозаветной пророческой традицией

 Очень важным является то, что сам ап. Иоанн Богослов определяет свое произведение как «слово пророчества» — данная формулировка отсылает нас к ветхозаветным пророческим книгам. В обыденном языке под «пророчеством» зачастую понимается предсказание будущих событий, однако смысл библейских пророчеств, несомненно, гораздо глубже.

Пророкам было действительно дано видеть будущее, но эти картины были открыты  Богом именно с целью возвещения людям Божией воли.  Главной задачей ветхозаветных пророков было передать людям глубинный смысл свершающихся событий, от имени Бога призвать богоизбранный народ к изменению жизни и покаянию, предостеречь или ободрить его. Призыв пророков звучал в переломные моменты истории, когда от выбора каждого человека во многом зависело будущее народа. Вплоть до нашего времени пророческие книги  оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на читателей.

Таким образом, пророчество в библейском понимании есть слово Божие, обращенное к конкретным людям в ожидании их деятельного отклика. То же самое справедливо для «слова пророчества» Апокалипсиса, обращенного к христианам малоазийских церквей конца 1-го века.

Откровение, полученное от Бога, Тайнозритель передал в образах и символах, присутствующих в Ветхом Завете. В Апокалипсисе не приводится прямых цитат из ветхозаветных книг (в отличие, к примеру, от синоптических Евангелий), однако весь текст Апокалипсиса насыщен ветхозаветными аллюзиями, которые органично вплетены в его повествование. Можно сказать, что Апокалипсис написан языком ветхозаветной образности, которым также владели его первые читатели. Во всех святоотеческих комментариях Апокалипсис воспринимается в преемственной связи с ветхозаветной традицией.

Притом что ап. Иоанн считает себя продолжателем традиции ветхозаветных пророков (Откр 1:3; 10:7), он свидетельствует о принципиально новом, новозаветном пророческом откровении. Будучи христианским произведением, сам Апокалипсис может быть определен как «вершина пророчеств», поскольку через всю  книгу красной нитью проводится мысль, что все ветхозаветные пророчества получают свое исполнение во Христе.

Следовательно, значимую роль в методологии исследований играет изучение ветхозаветных аллюзий и образности, присутствующих в Апокалипсисе, и того, как они преломляются и преображаются в христианском по содержанию литературном памятнике.

Методология исследования Апокалипсиса как произведения, принадлежащего к «апокалиптическому» жанру

Однако специфика Апокалипсиса этим не ограничивается. В литературном отношении Апокалипсис является ярким представителем т. н. апокалиптического жанра. Основной чертой памятников этого жанра является изображение эсхатологического финала истории, когда Бог искоренит все зло этого мира и возродит свое творение. Собственно, данный жанр и получил свое название благодаря именованию Апокалипсиса (по греч. «откровение», Откр 1:1). Произведения апокалиптического жанра повествуют о небесном «откровении» божественной истины, которое получает избранный Богом провидец. Это откровение, как правило, дается в форме символических видений с использованием фантастической образности, причудливой и загадочной символики.

Единственным представителем данного жанра в каноне Св.  Писания являются 7-12 главы книги пр. Даниила, к также нему относятся многочисленные памятники «межзаветной» литературы (1 и 2 книга Еноха и пр.). Подобно пророку Даниилу и иным тайновидцам, ап. Иоанн «был восхищен на небо (гл. 4) и перенесен в конец истории, чтобы видеть настоящее в небесной перспективе будущего, т. е. в перспективе Божественной цели»[1].

Следовательно, при изучении образов Апокалипсиса к  анализу могут привлекаться произведения апокалиптического жанра, предшествующие или современные Откровению Иоанна Богослова. На фоне этих памятников можно ярче увидеть своеобразие новозаветного Апокалипсиса, который является апокалипсисом христианским по содержанию.

 Святоотеческие толкования Апокалипсиса – формирование интерпретационных подходов

Для исследования корпуса видений Апокалипсиса особую значимость имеет изучение святоотеческих толкований и комментариев. Для святоотеческой традиции характерно восприятие Апокалипсиса как христианской пророческой книги, повествующей о грядущих эсхатологических событиях, и в то же время обладающей непреходящим духовно-нравственным смыслом, актуальным для всех ее читателей. В то же время, для прояснения некоторых моментов древние толкователи подчас обращаются к событиям эпохи Тайнозрителя.

Таким образом, древние комментаторы использовали не один, но несколько подходов к толкованию Апокалипсиса, не разделяя их между собой. В позднейшей научной традиции данные подходы были четко определены и классифицированы.

Научные подходы к интерпретации Апокалипсиса

Разграничим основные существующие научные подходы к толкованию Апокалипсиса, имеющие своими корнями толкования святых отцов.

В рамках т.н. «футуристического» подхода сюжеты, представленные в Апокалипсисе, интерпретируются как пророческое описание событий, завершающих человеческую историю.

При «идеалистическом» подходе Апокалипсис воспринимается как богословское сочинение, написанное символическим языком. Задачей толкователей в первую очередь является понять те идеи, которые хотел донести до читателей автор, сформулировать духовно-нравственный посыл, выраженный посредством символических образов.

«Современно-исторический» подход помогает понять, какие элементы повествования Апокалипсиса отражают его специфику как послания конкретным историческим адресатам.

 Интерпретация Апокалипсиса как по преимуществу эсхатологической книги («футуристический» подход)

Из всех книг Нового Завета Апокалипсис уникален тем, что он посвящен преимущественно эсхатологии, причем в Апокалипсисе эта тема раскрывается в объеме, несопоставимом с любым новозаветным эсхатологическим фрагментом.

Начиная с 14-й главы, в Апокалипсисе  изображается финал мировой истории: суд над последователями «зверя» в видениях семи чаш (Откр 16), последний суд над вселенским царством зла, представленным в символическом виде «Великого Вавилона» (Откр 17-18), второе славное пришествие Христово (Откр 19) и единение верных с Богом и Христом в эсхатологическом граде «Небесном Иерусалиме» (Откр 21-22:5).

Таким образом, применение к толкованию Апокалипсиса «футуристического» подхода является логичным и очень продуктивным. Древние толкователи использовали повествование Апокалипсиса при формировании целостной христианской концепции истории, которая включает в себя представление о замысле Божием о человеческой истории;  понимание исторического процесса как постепенной реализации этого замысла, ключевая роль Господа Иисуса Христа в спасении человечества, обновление мира с Распятием и Воскресением Христа; представление о неизбежном окончании естественного хода истории, а также о финальном осуществлении божественной цели о мире во Втором пришествии Христово.

Итак, именно футуристический подход необходим для отражения общей перспективы Апокалипсиса: устремленности повествования Апокалипсиса к будущему эсхатологическому свершению, к исполнению обетований о пришествии полноты Царствия Божия. Предпоследний стих книги звучит так: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20).

Однако при попытке толкования отдельных образов и деталей повествования становится очевидна ограниченность футуристического подхода. Тем самым возрастает необходимость в применении иных подходов.

 Интерпретация Апокалипсиса как богословского произведения, написанного образным языком («идеалистический» подход)

 «Идеалистический» подход, также присутствующий в святоотеческих толкованиях, акцентирует непреходящее значение Апокалипсиса как свидетельства о вечных богословских истинах. Главной темой Апокалипсиса видится идущая на протяжении всей мировой истории битва добра и зла, и окончательная победа Божия.

Идеалистический подход позволяет как бы «расширить границы» понимания образности Апокалипсиса. К примеру, известное повествование о служении «двух свидетелей» и борьбе с ними зверя (Откр 11:3-13) при футуристическом подходе предстает как описание некоторых конкретных событий, предваряющих кончину мира. При идеалистическом подходе на основании анализа текста и ветхозаветных аллюзий можно прийти к выводу, что продолжительность событий, описываемых в 11-13 главах — три с половиной года — может иметь символическое значение и обозначать время от первого до второго пришествия Христа. Интерпретируя повествование Откр 11-13 с помощью идеалистического подхода, можно прийти к выводу, что оно символически являет весь путь христианской Церкви, которая, как и ее Основатель, идет через страдания к истинной вечной победе.

Если при футуристическом подходе движение исторического процесса представляется поступательно приближающимся к эсхатологическим временам, то при идеалистическом подходе можно найти и акцентировать в тексте Апокалипсиса элементы т.н. «реализованной эсхатологии». В 5-й главе Апокалипсиса ярчайшим образом раскрывается значение жертвенного подвига Христова как начала качественного нового этапа всей мировой истории. Поэтому Откровение Иоанна Богослова «пронизано убежденностью, что победа над богопротивными силами принципиально уже совершилась и верующие уже участвовали в этой победе»[2]. В ряде мест Апокалипсисе утверждается, что участие в грядущей полноте Царствия Божия дается христианам уже в нынешнем веке (Откр 1:6; 5:10). В повествовании присутствует мысль о том, что со времени Распятия и Воскресения Христова жизнь христиан уже по своей природе «эсхатологична» (ср. Откр 11:1-13; 22:10).

Идеалистический подход позволяет раскрыть глубокое богословское значение символики Апокалипсиса, которое актуально для читателей любой эпохи. Откровение Апокалипсиса не исчерпывается предсказаниями о конце земного мира и не ограничивается конкретными историческими реалиями.

 Интерпретация Апокалипсиса как произведения, откликающегося на вызовы современного ему времени («современно-исторический» подход)

 Тем не менее,  представляется неправомерным совершенно изъять Апокалипсис из его исторического контекста. Как уже было упомянуто, Апокалипсис является посланием, обращенным к реальным церковным общинам. Соответственно, текст необходимо исследовать на его культурно-историческом фоне. «Современно-исторический» подход акцентирует связь повествования Апокалипсиса с современными автору реалиями.

Действительно, в тексте Апокалипсиса нашли отражение конкретные обстоятельства его времени. В посланиях семи церквам (Откр 2-3) раскрываются тогдашние проблемы церковной жизни — появление «лжеапостолов», клевета и преследования от иудеев, угроза предстоящих испытаний, а также компромисс некоторых групп христиан с окружающим их языческим обществом. Все дальнейшее повествование Апокалипсиса является продолжением посланий церквам и поэтому может быть понято как пастырское увещание в связи с этими проблемами: в Откр 4-22 посредством различных образов дается как ободрение верным христианам, так и предупреждение о духовной опасности отказа от истинного христианского свидетельства и впадения в язычество. Некоторые особенности повествования Апокалипсиса можно объяснить тем, какие вызовы, в понимании автора, стояли перед адресатами его книги. Так, прошедшие на памяти его читателей первые в истории Церкви кровавые гонения на христиан (64 г.) и напряженное ожидание новых испытаний в будущем обусловили особую важность темы мученичества и справедливого воздаяния Божия (Откр 6:9-11; 18-19). Можно сказать, что данный подход является несомненно продуктивным.

 Возможность комбинировать описанные подходы

Итак, Откровение Иоанна Богослова представляет собой многоплановое произведение. Все рассмотренные подходы опираются на уже присутствующую в Апокалипсисе содержательную тематику, и в своей мере отражают различные содержательные «пласты» Апокалипсиса. Футуристический подход акцентирует эсхатологический «пласт» Апокалипсиса, идеалистический – его богословское содержание, а современно-исторический – отклик автора Апокалипсиса на современные ему реалии.

Рассмотренные подходы возможно вполне успешно комбинировать между собой. Приведем пример применения всех трех подходов в интерпретации образа «зверя» из 13-й главы Апокалипсиса. Зверя можно понимать:

- как «антихриста», богоборца последних времен (футуристический подход);

- как образ любого гордого в своем нечестии могущественного правителя — выразителя «духа антихриста», которых в на протяжении истории могло быть множество (идеалистический подход);

- как конкретное выражение антихристианской силы, бывшее «парадигматическим» для первых читателей Апокалипсиса – императора Нерона, первого гонителя христиан, или же сходного с ним по жестокости императора Домициана (современно-исторический подход).

Таким образом, можно заключить, что чрезвычайно насыщенный текст Апокалипсиса должно исследовать с учетом его жанрового многообразия; необходимо взвешенно сочетать разные интерпретационные подходы. Последовательное применение такой методологии исследования будет способствовать объемному видению произведения во всей его глубине.


[1] Ианнуарий (Ивлиев), архим., Польсков К., свящ. Апокалиптика // Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2000. С. 24-39.

[2] Небольсин А.С. Иоанна Богослова Откровение // Православная Энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 710.