Научные конференции
Одним из важнейших итогов деятельности исследовательского направления явилась организация международной научной конференции, посвященной толкованию Апокалипсиса — «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния«. Конференция прошла 9 октября 2012 г. в ПСТГУ, в ее программе было заявлено семь докладов. В числе приглашенных докладчиков были профессор Эдит Хамфри из Питтсбургской Богословской семинарии (США), профессор Имре Переш из Дебреценского Реформатского Богословского университета (Венгрия), прот. Георгий Урбанович, ректор Смоленской Духовной семинарии. От ПСТГУ выступили А.С. Небольсин, диакон Глеб Курский, В.А. Андросова и прот. Александр Прокопчук, старший преподаватель кафедры Библеистики. Конференция вызвала живой интерес со стороны учащихся Свято-Тихоновского университета.
На сайте размещены тексты докладов Э. Хамфри, И. Переша, А.С. Небольсина, свящ. Глеба Курского, В.А. Андросовой.
Отзыв в журнале «Нескучный сад»
Интервью А.С. Небольсина о прошедшей конференции
Краткий видеорепортаж о конференции (телеканал «Союз»)
Программа конференции
1) Эдит Хамфри (Питтсбургская богословская семинария, США)
Призыв Апокалипсиса — созерцать и поклоняться
2) В. А. Андросова (ПСТГУ, Международный Университет в Москве)
Апокалипсис как книга надежды: основные богословские акценты Откровения Иоанна Богослова
3) Имре Переш (Дебреценский Реформатский Богословский Университет, Венгрия)
Небесно-апокалиптический Христос
4) Священник Глеб Курский (ПСТГУ)
Книги великих пророков как источник образа Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова
5) А. С. Небольсин (ПСТГУ)
Литературное и богословское значение техники «сцепления» (interlocking) в структуре Апокалипсиса
6) Протоиерей Александр Прокопчук (ПСТГУ)
Pax romana в послании ап. Павла к Ефесянам и в Откровении ап. Иоанна
7) Протоиерей Георгий Урбанович (Смоленская духовная семинария)
Изучение Книги Откровения (2–3 глл.) по материалам археологических исследований и в контексте истории Малоазийского региона
Краткое описание конференции
Первой выступила профессор Эдит М. Хамфри из Питтсбургской богословской семинарии (США) с докладом на тему «Призыв Апокалипсиса: созерцать и поклоняться». В докладе было подчеркнуто значение зрительного восприятия образов Апокалипсиса, свидетельством которого является частое использование слова ἰδού (се!; вот!). Наряду с этим показано значение литургических мотивов в книге. Предметом подробного рассмотрения оказываются повествование о жене, облеченной в солнце, в гл. 12, небесная литургия глав 4-5 и описание Нового Иерусалима в главах 21-22.
В следующем докладе преподавателя ПСТГУ В. А. Андросовой «Апокалипсис как книга надежды: основные богословские акценты Откровения Иоанна Богослова» было показано, что распространенное представление об Апокалипсисе как книге эсхатологических катастроф является поверхностным; очень многие христианские исследователи считают, что Апокалипсис по своей сути является «книгой ободрения и надежды», и в докладе приводится соответствующая аргументация. Описания катастроф и бедствий во многом отражают обстоятельства, при которых был написан Апокалипсис — напряженные ожидания гонений со стороны обожествляющего себя государства. Однако в начале видений Апокалипсиса показывается, что ключевым моментом истории является победа распятого и воскресшего Христа (Откр. 5), и этот факт определяет все основные богословские акценты произведения. Тема мученичества христиан раскрывается как приобщение к победе Агнца-Христа (Откр. 7. 14, 12. 11). Через все произведение проходит устремленность к явлению эсхатологического града Небесного Иерусалима — он подробно описывается в заключительных главах 21–22, и его образность уже предвосхищена в 2–3 и 7-й главах. Два раза в Апокалипсисе звучат ярчайшие гимны всемирному владычеству Божию и воцарению Бога и Христа (Откр. 5 и Откр. 11), и эти гимны расположены в повествовании прежде рядов бедствий и казней. Итак, читатели Апокалипсиса уверяются в том, что, несмотря на активность злых сил (изображенных в Апокалипсисе в образах дракона и «двух зверей» Откр 11–13), зло будет окончательно побеждено, причем благой Бог ограничивает действие зла (Откр 8–9) на протяжении всей истории и направляет ее к спасению людей.
Профессор Дебреценского Реформатского Богословского университета Имре Переш свой доклад на тему «Небесно-Апокалиптический Христос» посвятил анализу образов Христа как небесного Спасителя и эсхатологического Судьи. В докладе указано, что уже Сам Иисус учил о Своем предсуществовании и эсхатологическом пришествии. К концу апостольского века значение апокалиптических образов Христа возрастает. После обзора христологических образов Апокалипсиса высказывается суждение об их религиозно-историческом фоне, при этом утверждается, что значимость межзаветной иудейской апокалиптическиой образности для становления апокалиптики новозаветной куда меньше значимости ветхозаветных мессианских прообразов и реалий греко-римского религиозного и политического быта. В конце доклада делается попытка ответить на вопрос о причине усиления значимости апокалиптических образов Христа в христианской литературе к концу I в. В качестве ответа на него предлагается соображение, согласно которому данное усиление является реакцией на задержку парусии, с одной стороны, и на ужесточение гонений со стороны языческого государства, — с другой.
Второе заседание конференции открылось докладом преподавателя ПСТГУ диакона Глеба Курского на тему «Книги великих пророков как источник образа Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова». Доклад был посвящен рассмотрению одного из аспектов проблемы ветхозаветных первоисточников книги Откровения Иоанна Богослова — значения книг великих пророков для формирования образа Иерусалима в Апокалипсисе. Результаты сравнительного анализа, представленные докладчиком, свидетельствует о наличии ярких тематических, структурных и лексических параллелей между изображением Иерусалима пророками и Тайнозрителем. «Пророческая редакция» древней Сионской традиции сохраняет свою значимость для автора Апокалипсиса, что не мешает ему интерпретировать образ Нового Иерусалима в свете евангельской истории, а также с особой силой подчеркивать в нем эсхатологиический и экклезиологический аспекты. Таким образом, сопоставление изображения Иерусалима в книгах великих пророков и в Апокалипсисе представляется продуктивным как с точки зрения толкования отдельных разделов, так и с точки зрения раскрытия общего замысла книги Откровения.
Следующий доклад был прочитан доцентом ПСТГУ А. С. Небольсиным на тему «Драматургическое и богословское значение техники “сцепления” (interlocking) в структуре Апокалипсиса». Предметом рассмотрения в докладе является употребление в Апокалипсисе литературного приема, именуемого сцеплением, суть которого состоит в том, что тот или иной фрагмент текста оказывается связанным как с предшествующим ему эпизодом, по отношению к которому он воспринимается как завершение, так и с последующим, по отношению к которому он занимает вводную позицию. После демонстрации применения указанного приема в конкретных фрагментах книги, в докладе указывается на его литературное, мнемоническое и богословское значение. Последнее в полной мере проявляется в 10-11 главах книги – благодаря применению техники сцепления фрагмент 11. 1 – 13, посвященный служению двух свидетелей, оказывается богословским ядром всего Апокалипсиса, предлагая краткий символический срез всей истории Церкви, в ходе которой она осуществляет свое эсхатологическое по своей сути свидетельство перед миром. В докладе также высказано предположение о том, что употребление приема сцепления в Апокалипсисе может быть выражением христианского опыта жизни, а именно одновременного восприятия спасения как уже обретенного и как еще только чаемого.
Ректор Смоленской семинарии протоиерей Георгий Урбанович делал сообщение по теме «Изучение Книги Откровения (2–3 глл.) по материалам археологических исследований и в контексте истории Малоазийского региона» на материале ежегодных экспедиций представителей Смоленской духовной школы в Малую Азию. Были представлены фотографии раскопок всех семи апокалиптических городов, и сделана попытка проанализировать исторические и археологические данные с точки зрения раскрытия смысла обращения к семи Церквям.
Последним выступил преподаватель ПСТГУ протоиерей Александр Прокопчук с докладом на тему «Pax romana в послании ап. Павла к Ефесянам и в Откровении ап. Иоанна». В сообщении было отмечено, что восприятие апостолами Павлом и Иоанном гражданской языческой власти не диаметрально противоположны и не взаимоисключают друг друга. Напротив, в поиске аналогов описания господства Иисуса Христа в мироздании они обращаются к римской императорской власти, которая была у них перед глазами. Новый тип правления, введённый с приходом к власти Юлия Цезаря и его племянника Августа Октавиана, становится отправным пунктом для описания возвышения Христа во вселенной. Следует отметить, что такой подход ни в коем случае не означает коллаборационизма священных авторов. Обе книги рассматривают бытие Церкви как противостояние сатанинским силам, которые повелевают земными властителями. Обе они, пусть и в разных временных перспективах, не сомневается в окончательном триумфе Господа Иисуса Христа.