Краткий курс по Библиологу
Со времени обучения в Левенском университете в Бельгии в 2015-2019 гг. я активно занималась темой библейских групп. Богословские и методологические материалы по библейским группам составили основу моей магистерской диссертации в сфере Образовательных исследований (Master of Educational Studies, KU Leuven). Из современных интерактивных форматов меня очень заинтересовал нестандартный метод погружения в библейские тексты под названием «Библиолог». Я изучила литературу по этому методу, затем закончила практический курс обучения Библиологу в Германии в 2019 и с тех пор являюсь сертифицированным тренером Библиолога, провожу много встреч по Библиологу в приходах России и Беларуси, очно и онлайн.
В 2024 году, по приглашению Синодального отдела религиозного образования и катехизации в лице иер. Геннадия (Войтишко), я представила Библиолог на Международных Рождественских чтениях Эта методика вызвала большой интерес публики, приходских работников и педагогов, многие хотели узнать о Библиологе больше. Видя это желание, я хочу расширить применение Библиолога и теперь анонсирую мини-курс из пяти встреч Библиолога в онлайн-формате. Первая встреча состоится в субботу 23 марта в 12:00 – это будет открытая встреча, на которую приглашаются все желающие!
Далее, желающие могут записаться на продолжение: последующие четыре встречи позволят более подробно ознакомиться с Библиологом. На каждой встрече, продолжительностью 1 час 20 минут, я буду проводить групповое обсуждение определенного библейского текста, где каждый может высказаться, и также буду рассказывать об особенностях метода Библиолог.
Пожертвование для участия в четырех онлайн-встречах составит 1.500 р.
Встречи планируется проводить по четвергам в 19:00 (также возможен вариант по субботам в 12:00, если для большинства участников это окажется удобнее). Для всех встреч будет сделана видеозапись.
Жду вас на открытой библейской встрече 23 марта в 12:00! Пишите мне личное сообщение на моей страничке
Учебник «Апокалипсис — книга надежды»
В начале июня 2021 была опубликована новая книга Вероники Андросовой «Апокалипсис — книга надежды: курс 12 уроков» (издательство «Даръ»). Эта научно-популярная книга-учебник подводит итог многолетних исследований автора о богословских идеях и историческом контексте Апокалипсиса.
На нашем сайте можно скачать ознакомительный фрагмент книги: в него включено самое начало книги — аннотация, оглавление, введение, — часть 1-го урока, часть 8-го урока, список литературы и список понятий.
Аннотация книги: Настоящая книга представляет собой всесторонний объемный анализ текста Апокалипсиса/ Откровения Иоанна Богослова. Автор предлагает читателям выйти за рамки негативных стереотипов об Апокалипсисе как об «описании катастроф и конца света» и увидеть Апокалипсис как органическую часть Библии, несущую читателям светлое новозаветное провозвестие об Иисусе Христе и об историческом пути христианской Церкви. В книге даётся полноценный анализ всех глав Апокалипсиса и последовательно обосновывается ключевой тезис — «Апокалипсис есть книга надежды». Автор знакомит читателя как с наиболее яркими толкований из древней церковной традиции, так и с многочисленными современными богословскими интерпретациями Апокалипсиса. Изложение строится по тематическому принципу, обсуждаются многие дискуссионные вопросы, вызывающие споры у современных читателей. Книга соединяет в себе научно-популярный жанр учебника, богословский комментарий и личное свидетельство о вере. Систематичное живое изложение делает книгу доступной для всех интересующихся.
В июне прошло несколько презентаций книги: в христианском культурном центре «Покровские ворота» — доступна полная видеозапись, в Николо-Угрешской Духовной семинарии, и в прямом эфире на радио Радонеж (полная видеозапись). Новые презентации намечены на сентябрь-октябрь.
Отзыв А.С. Десницкого: »Я всегда боялся говорить об Апокалипсисе — слишком много в книге странных образов и неясных, слишком по-разному ее толкуют. Может быть, проще сказать, что это не о нас, а о Малой Азии первого века и еще о конце света, который, наверное, не скоро? Учебник Андросовой показывает: не надо бояться, эта книга — о конце тьмы, и потому она о нас и для нас. Деликатно и настойчиво она ведет нас от главы к главе, объясняя то, что поддается объяснению, обозначает пределы нашего понимания. К тому же она очень удачно построена с педагогической точки зрения. Апокалипсис — это не страшно. Это страшно интересно!»
А.С. Десницкий, профессор РАН, библеист
Отзыв рецензента А.С. Небольсина: «Перед нами взвешенный и тщательно продуманный просветительский труд, написанный автором, совмещающим высококлассную научную подготовку с подлинной заинтересованностью в распространении Слова Божьего.
Отличительными чертами и ярко выраженными достоинствами этой книги являются, во-первых, очевидная педагогическая направленность – текст делится на уроки с завершающими каждый из них вопросами, – во-вторых, совмещение сквозного комментирования библейского текста с тематическим рассмотрением материала, в-третьих, учёт как святоотеческой традиции толкования Апокалипсиса, так и результатов его современного научного исследования, и, наконец, в-четвёртых, – равная доступность как для опытного церковного читателя, так и для человека, делающего лишь первые шаги в освоении наследия Церкви. Кто бы ни обратился к книге В.Андросовой, он сможет узнать, сколь сильно Апокалипсис укоренён в реалиях апостольского века и насколько он насыщен богословскими идеями – оба этих аспекта Откровения Иоанна часто остаются вне поля зрения тех, кто интересуется последней книгой Библии лишь поверхностно. Нужность и полезность книги Вероники Андросовой не вызывает сомнения, её выход в свет безусловно следует приветствовать».
А.С. Небольсин, проф. кафедры библеистики ПСТГУ, доктор богословия
Можно ознакомиться с текстом подробной рецензии Юрия Беспечанского, кандидата философских наук.
Записи лекций и выступлений
Презентация издания «Апокалипсис – книга надежды» в культурном центре «Покровские ворота» (15.06.2021)
Выступление в Николо-Угрешской Духовной семинарии 24 октября 2019 по теме «Как понимать Апокалипсис»
Телепередача «Завет», канал «Спас» — выступление В.А. Андросовой (август 2020)
Магистерская диссертация KU Leuven
В 2015-2016 Вероника Андросова обучалась на англоязычной магистерской программе Теологического факультета Университета г. Лёвена (KU Leuven, Бельгия). Тема магистерской работы - «Эсхатологическое или историческое толкование видения четырех всадников (Откр 6:1-8): обзор современной литературы» / An Eschatological or Historical Interpretation of the Vision of the Four Riders (Rev 6,1-8): a Survey of Recent Literature. Научным руководителем был профессор, доктор Joseph Verheyden.
Здесь можно прочитать текст работы на английском языке.
Аннотация работы: The present study analyses a famous motif of the book of Revelation – the vision of the four riders (Rev 6,1-8). The riders appear when the first four seals of the sealed book transmitted from God to the Lamb are broken (Rev 5). The dissertation presents a survey of the scholarly arguments on the status of the four riders and the message they are supposed to bring, with particular attention to the interpretation of the first rider, which is one of the most disputed images in Revelation.
The first chapter discusses three major approaches to the interpretation of Revelation: “futurist” (the emphasis is on the eschatology), “contemporary-historical” (the emphasis is on the response of John to the challenges contemporary for his addressees) and “idealist” (the emphasis is on general theological ideas relevant for Christians of all times). The value of the idealist approach consists in appreciating the metaphoric language of the book; it is often applied in combination with the other two. The contemporary-historical and the futurist approach are also linked: John sees an eschatological dimension in the historical events. This is why one motif can combine several possible backgrounds. The complex character of the book is reflected in the variety of the proposed structural models, which express different views on the linear progression or repetition in the narrative. The vision of the seven seals is more naturally to be understood not as a separate unit, a preparation for the end, rather than a parallel to the septet of the trumpets and bowls, the eschatological Exodus-like plagues.
The second chapter examines Rev 4-5, which provides the setting for Rev 6,1-8. In the vision of the heavenly throne the focus is on God as the Creator and Lamb as the redeemer, who alone is worthy to open the sealed book because it has achieved victory in its death and resurrection. The book serves as a symbol of authority that Christ receives from God; it also symbolizes God’s salvific plan for the history of mankind till its eschatological end. The content of the book is likely to be shown in the following visions, so its disclosure starts with the vision of the four riders.
The third chapter evaluates the interpretations of that vision. The futurist approach sees the riders either as agents of divine judgment or as eschatological disasters heralding the end, with the first rider as the Antichrist. However, since the septet of seals probably refers to the time preceding the parousia, the contemporary and idealist approach are also applicable. Still, few historical correlations are found persuasive enough to provide a primary background. It is plausible that the last three riders are negative and represent wars, famines and pestilence in a metaphorical way, also expressing a critical view on the cruel and expansionist nature of the Roman empire. The first rider is also mostly viewed negatively, being associated with the Parthians and Apollo. The idealist approach helps to elucidate the general theological meaning of the riders: assuring that God is in control over human history, and that the disasters will be interwoven in His salvific plan. I argue that the riders are to be interpreted primary in an idealist perspective, as referring not only to the contemporary context of John, but to history in general. This view does not exclude the eschatological connotations of the riders because the idealist approach allows to emphasize a sense of realized eschatology in Revelation: eschatological salvation is already present since the victory of the Lamb.
Перевод книги «Во что я верю…»
В конце 2019 — начале 2020 гг. Вероника Андросова осуществила перевод с голландского и научную редактуру современной книги о Библии “Во что я верю, будучи ученым-библеистом? Мой искренний уязвимый ответ” (в оригинале “Mijn geloof als bijbelwetenschapper? Een broos en eerlijk antwoord”). Автор книги - Бенедикте Леммелейн /Bénédicte Lemmelijn, бельгийский ученый, профессор Теологического факультета Католического университета г. Лёвена (KU Leuven, Бельгия), мать троих детей.
В феврале 2020 книга вышла из печати в издательстве «Даръ» и поступила в продажу во все крупные российские книжные магазины.
Подробное описание содержания можно посмотреть в статье на портале Благовест-Инфо. Также можно ознакомиться с оглавлением книги, предисловием автора и предисловием переводчика.
Аннотация: Эта книга – личное свидетельство о вере, написанное бельгийским ученым-библеистом Бенедикте Леммелейн, исследующей Библию в рамках рационально-критического подхода. Книга совмещает жанры научно-популярного пособия и размышления; Леммелейн кратко и емко рассказывает о современной библейской науке, ее актуальных вопросах и достижениях, делает обзор основных типов восприятия Библии и проявлений веры в современном обществе, и затем переходит к рассказу о своем опыте. Автор дает обстоятельный ответ, чтó для нее значит вера, искренне повествует о развитии своей веры, делится с читателями глубоко личным свидетельством о своем духовном пути. Главным для Леммелейн является вера в Бога как Любовь – это ее источник внутренней силы, дающий смысл и ценность каждому дню жизни со всеми его разнообразными делами.
С момента публикации в Бельгии в 2016 году книга вызвала живой отклик и получила широкую известность. В 2017 году книга завоевала приз бельгийских читателей как лучшее религиозное и духовное издание. Леммелейн постоянно приглашают проводить лекции по книге в разных городах Бельгии.
Отзыв А.С. Десницкого: «Эта книга — о том, как быть одновременно христианином и библеистом. Непростая задача, и мне часто говорили, что она не имеет решения. Дескать, либо принимай буквально все библейские повествования, отрицая современную науку как ересь — или, напротив, занимайся наукой, но не верь в эти древние сказки. И все же большинство библеистов в мире — верующие христиане. Как им это удается? Автор очень честно и открыто делится личным опытом, не давая общих рецептов и не делая категоричных выводов»
В конце февраля 2020 автор Бенедикте Леммелейн приезжала в Москву, чтобы провести презентации русского перевода книги и пообщаться с русскоязычной публикой. Презентации книги прошли в культурном центре «Покровские ворота», в Российском Православном Университете апостола Иоанна Богослова (РПУ) и в Николо-Угрешской духовной семинарии. На всех трех презентациях В. Андросова работала устным переводчиком.
В мае 2020 на онлайн портале «Theology Research news» Лёвенского университета Бельгии вышла статья об успехе книги профессора Бенедикте Леммелейн в России — «The Extraordinary Journey of a Little Book…»
Учебник «Библия для всех»
В начале июня 2016 издательство Даръ выпустило из печати двухтомник В.А. Андросовой «Библия для всех: курс 30 уроков» (1-й том, «Ветхий Завет» — 440 страниц и 2-й том, «Новый Завет» — 670 страниц). Книга представляет собой компактное систематическое изложение всех книг Библии. Двухтомник получил рекомендацию Издательского Совета Русской Православной Церкви, рецензенты – кафедра Библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научно-популярный жанр изложения, доступный язык, четкая структура делают книгу незаменимым учебным пособием для изучающих Библию, а также всех интересующихся.
В ноябре 2016 книга стала победителем конкурса «Просвещение через книгу«, заняв 2-е место в номинации «Лучшее учебное издание».
На сайте можно ознакомиться с подробным оглавлением 1-го тома и оглавлением 2-го тома.
Положительный отзыв о книге на сайте bogoslov.ru
Видеозапись презентации книги (культурный центр «Покровские ворота» 06.10.2016)
Отзыв профессора РАН, переводчика Библии, доктора филологических наук А. С. Десницкого: «Книга Вероники Андросовой позволяет заинтересованному читателю рассмотреть Библию как связный и цельный макротекст. Вместе с тем она дает возможность углубиться и в изучение отдельных ее частей, следуя единой методике и в то же время учитывая неповторимые особенности каждой из них. Мы долго ждали подобного издания на русском языке – наконец, оно перед нами».
Видео-отзыв А.С. Десницкого, подготовленный для презентации книги
Подробная аннотация книги: «Основy книги составляют лекции автора в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Пособие уникально тем, что в нем в единой форме рассказывается обо всех библейских книгах Ветхого и Нового Заветов. Особое внимание уделено тем книгам, по которым мало доступной богословской литературы на русском языке: книгам Ветхого Завета, Деяниям святых апостолов, апостольским посланиям, Апокалипсису. В отличие от большинства пособий, разбор библейских книг основывается не на порядке следования глав, а на выявлении и анализе основных тем, что существенно облегчает усвоение материала. Практически все уроки включают пункт «Актуальный смысл», в котором обобщается богословское и нравственное содержание каждой библейской книги и показывается ее непреходящее значение для каждого человека. Уроки по Ветхому Завету завершаются пунктом «Связь с Новым Заветом», в котором выявляется преемственная связь ветхозаветных реалий, образов и идей с новозаветным откровением. Каждый урок содержит вопросы для самопроверки, благодаря которым удобно повторить и закрепить пройденный материал. Текст дополняют примечания, где приведены цитаты из святых отцов и богослужебных текстов, позволяющие приобщиться к богатству христианского Предания. Также цитируются труды современных библеистов, более детально освещающие историко-культурные и филологические особенности текста. Эти дополнительные сведения позволяют сделать восприятие библейских повествований более объемным.
Благодаря систематичности изложения и доступному языку, пособие отлично подходит как для самостоятельного изучения, так и для использования в учебном процессе. Пособие предназначено для студентов ВУЗов и духовных учебных заведений, для слушателей катехизаторских курсов, преподавателей воскресных школ. Книга с большим успехом прошла апробацию в ПСТГУ, оказавшись особенно востребованной у студентов заочного и дистанционного отделений. Подробный тематический список литературы задает направление для дальнейшего чтения. Таким образом, настоящая книга закладывает основы для глубокого вдумчивого постижения Библии, Слова Божия».
Отчет о презентации книги был размещен на сайте «Православное Образование«. Ниже приводятся фрагменты из отчета:
“В презентации пособия принял участие координатор рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ, руководитель информационной службы Синодального отдела иеромонах Геннадий (Войтишко). По его мнению, пособие Вероники Андросовой — «интересное явление в области катехизации — процессе приобщения к литургической, библейской и иной традиции Русской Православной Церкви». По мнению священника, новая книга будет полезна для тех, кто ещё только стоит на пороге Церкви. Кроме того, по его словам, пособие будет интересно не только православным верующим. Представитель Синодального отдела религиозного образования добавил, что начинает исполняться наша давняя мечта о том, чтобы книг, изданий, пособий, таких точек опоры для современной воскресной школы, для современной катехизации становилось как можно больше. Хотя, констатировал он, на сегодняшний момент подобных изданий пока ещё очень и очень мало. Иеромонах Геннадий обратил внимание, что хотя книга и родилась из курса лекций автора в ПСТГУ, она вышла за рамки академической среды. Он добавил, что в будущем, возможно, потребуются некоторые дополнительные разработки, ориентированные на методистов воскресных школ, на катехизаторов, которые помогли бы более активно пользоваться этим пособием, но то, что уже на сегодняшний момент это издание представляет для всех них серьёзную ценность — это факт. «Я рекомендовал бы это пособие для активного использования», — заключил иеромонах Геннадий (Войтишко).
Издание успели высоко оценить специалисты в области библеистики. Так, профессор РАН Андрей Десницкий считает выход книги Андросовой большим событием. Дело в том, что в настоящее время издано довольно много литературы по этой специальности, особенно переводной, различные «Введения» в Ветхий и Новый Заветы, всевозможные семинарские курсы — «прекрасные многотомные издания, в которых просто утонешь, если ты не специалист, которые будут стоять на полке годами, нераскрытыми». Уникальность же книги Андросовой, по словам Десницкого, в том, что она представляет собой не компиляцию или очередной перевод каких-то западных изданий, а написана для российской аудитории, которая хорошо знакома с православной традицией, которая в ней ориентируется, и которая в то же время, зная не очень много про Библию, «пытается понять, что же там главное». Отмечая педагогическую пригодность книги Вероники Андросовой, библеист подчёркивает, что она позволяет интересующемуся человеку работать с ней, а не просто прочитать и «забыть как страшный сон». Андрей Десницкий уверен, что данным пособием люди будут пользоваться в различных библейских кружках, а также для самообразования”.
Фотографии с презентации книги, прошедшей 06.10.2016 в культурном центре «Покровские ворота»
Книгу можно заказать в интернет-магазине «Даръ» по цене издательства: 1-й том 800 руб., 2-й том 900 руб.
По вопросам приобретения книги можно обращаться в издательство «Даръ» (8 926 363-10-30 Нина Сергеевна).
С 3 по 6 июня книга была представлена на одной из крупнейших книжных выставок России — книжном фестивале «Красная площадь».
Издание «Небесные книги в Апокалипсисе»
Книга В. А. Андросовой вышла в свет в конце октября 2013 г., она опубликована в издательстве ПСТГУ:
Андросова В.А. Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 329 с. (ISBN 978-5-7429-0863-0)
С полным текстом книги можно ознакомиться на сайтах azbyka.ru , а также google.books
Книга представляет собой отредактированный и дополненный текст диссертационной работы, защищенной в совете ПСТГУ в январе 2013 г. Данная книга является уникальным исследованием образности Апокалипсиса в отечественной науке. С оглавлением книги, ее основными темами и отзывами о ней можно ознакомиться здесь.
Аннотация книги: «Монография кандидата богословия В.А. Андросовой посвящена исследованию одной из наиболее таинственных и многоплановых книг Библии — Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). В повествовании Апокалипсиса особую роль играют образы т.н. «небесных книг», которые пребывают на небесах у Бога и связаны с жизнью и судьбами людей. Наиболее значима книга, «запечатанная семью печатями»: именно со снятия Христом печатей начинают разворачиваться картины видений, поражающих воображение читателей Апокалипсиса. Эсхатологический суд Божий совершается через раскрытие книг, где записаны все дела людей; также раскрывается «книга жизни», в которой пребывают имена наследующих вечную жизнь. В 10-й главе переданная ангелом «книжка» является символом пророческого служения Тайнозрителя.
В настоящей монографии проанализированы святоотеческие комментарии и многочисленные труды современных библеистов, посвященные образам небесных книг. На основе проведенных исследований автор выявляет связь между всеми образами и их значение в богословской системе Апокалипсиса. Книга адресована изучающим Библию, преподавателям Священного Писания и всем тем, кого интересует развитие современной библейской науки, а также широкому кругу читателей, интересующихся толкованием Апокалипсиса и других библейских текстов».
Книга в продаже: Цена книги в магазинах издательства ПСТГУ – 300 р. Информацию, где можно приобрести книгу, можно посмотреть на сайте http://pstgu.ru/publishing/buy/
- Координаты отдела реализации издательства ПСТГУ: Телефон 8(495) 953-92-73, 8 (901) 572-78-48, 8(901) 572-78-37 E-mail: realise@pstgu.ru
- Книга на сайте магазина «Православное слово» (магазин изд-ва ПСТГУ, ул. Пятницкая д. 51)
- Книга на сайте магазина «Московский Дом книги«
- Книга на сайте магазина «Слово» (Санкт-Петербург)
- Книга на сайте интернет-магазина «Благовест«, «Благовест в Беларуси«
- Книга на сайте интернет-магазина «Книга оптом«
- Книга на сайте интернет-магазина Grey Books
- Книга на сайте интернет-магазина URSS.ru
- Книга на сайте интернет-магазина Setbook (с доставкой по России)
Записи лекций и выступлений
Записи лекций по Апокалипсису
Лекция по Апокалипсису, прочитанная в Сретенской Духовной Семинарии — http://www.youtube.com/watch?v=ggbeSoX9MD4
1) Структура Апокалипсиса
2) Первая глава Апокалипсиса
3) Главы 2-3: послания семи церквам
4) Главы 4-6: первое небесное видение, престол Божий, книга с семью печатями; снятие первых печатей
5) Главы 6-8: цикл семи печатей, цикл семи труб
6) Главы 10-12: книжка, переданная Тайнозрителю ангелом; служение двух свидетелей; жена, облеченная в солнце, и преследование ее драконом
7) Главы 13-16: первый зверь и второй зверь-лжепророк, их борьба со святыми; цикл семи чаш
8) Главы 17-19: богоборческий град Вавилон и его падение; второе пришествие Христово
9) Главы 20-22: последний суд; явление эсхатологического Небесного Иерусалима; заключение книги
Проповеди в день памяти св. апостола Иоанна Богослова
Проповедь 9 октября 2013 года (Троицкий храм в Вишняковском переулке)
Проповедь 21 мая 2013 года (Николо-Кузнецкий храм)
Проповедь 9 октября 2012 года (Николо-Кузнецкий храм): часть 1
Проповедь 9 октября 2012 года часть 2
Программа спецкурса по Апокалипсису
«Книга Откровения святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)»
Спецкурс разработан А.С. Небольсиным и читается с 2002 г. в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете на Богословском и Миссионерском Факультетах.
1. Описание курса
Специальный курс «Книга Откровения Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» вводит студентов в изучение последней книги Св. Писания, которая в рамках общего курса библеистики в ПСТГУ не изучается. Таким образом, данный спецкурс восполняет очевидный пробел учебной программы. При этом интерес к Апокалипсису в церковных кругах весьма велик, а толкование некоторых его мест, – например, тех, где речь идет о числе и печати зверя, – подчас вызывает бурные споры. Вместе с тем, нельзя не отметить, что восприятие Книги Откровения зачастую оказывается поверхностным, а иногда основывается и на прямых предрассудках. Данный спецкурс призван устранить в сознании слушателей препятствующие трезвому прочтению Апокалипсиса ложные представления. Прежде всего, это касается его восприятия в качестве книги казней, содержащей нагромождение устрашающих катастрофических образов. При таком воззрении на Апокалипсис без внимания остается его положительное богословское содержание и светлый общий характер, делающие его своеобразным «пятым Евангелием». Упрощенным является и распространенное представление о Книге Откровения как об обращенной исключительно к будущему и содержащей сценарий развития событий в «последние времена», которые мыслятся как весьма отдаленные. Безусловно, Апокалипсис является книгой пророческой, обращенной к последним судьбам мира, в которой все оценивается в перспективе «конца». Однако, как и прочие новозаветные книги, он написан в твердой уверенности, что «время исполнилось» и Царство Божие уже достигло верующих во Христа. Со времени Креста и Воскресения все, что во Христе, есть уже «новая тварь». При этом, однако, христиане живут в мире, который «во зле лежит», и ожидают грядущего конца этого мира. Это напряжение между уже данным и в то же время еще только ожидаемым спасением и отражено в Апокалипсисе. Книга Откровения представляет собой осмысление истории и человеческого существования в этом мире вообще и в первую очередь – эсхатологичного по своей сути положения в нем христиан. Отправной точкой при этом, как и в ветхозаветной пророческой литературе, является современная ситуация, то есть в данном случае жизненные обстоятельства семи малоазийских церквей, к которым обращен Апокалипсис. Эти обстоятельства в своих частностях могут отличаться от обстоятельств, в которых живут христиане других эпох, но принципиально положение в мире всех верующих во Христа тождественно, и это делает Книгу Откровения актуальной во все времена, в том числе и в наше. Предлагая своим современникам осмысление человеческого существования в мире, в который уже пришел Спаситель, Тайнозритель ставит вместе с ними и всех христиан перед выбором: с кем быть – с Богом или сатаной, с Агнцем или со зверем, с Женой, облеченной в солнце, или с великой блудницей? Все это не исключает в Апокалипсисе и пророческого элемента в смысле предсказания грядущих событий, но в первую очередь Апокалипсис является книгой-осмыслением и книгой-призывом. В соответствии с этим, данный курс призван развить у студентов вкус к чтению Откровения Иоанна Богослова прежде всего как осмысления-призыва и лишь затем как предсказания. Такое чтение Апокалипсиса возможно лишь при условии правильного понимания его образного языка. Он глубоко укоренен в традициях того жанра иудейской письменности, который принято именовать апокалиптикой. Поскольку специальное изучение памятников иудейской апокалиптики учебным планом ПСТГУ не предусмотрено, то спецкурс по Книге Откровения, готовя студентов к ее полноценному и осмысленному прочтению, может хотя бы частично восполнить и этот пробел. В еще большей мере, нежели с памятниками иудейской апокалиптики, Откровение Иоанна Богослова связано с ветхозаветными книгами. Апокалипсис переполнен ветхозаветными аллюзиями, с помощью которых он охватывает и подвергает осмыслению практически всю Священную историю. Поэтому его изучение должно помочь вспомнить, заново осмыслить и закрепить пройденное в курсе Священного Писания Ветхого Завета. Наконец, следует отметить, что вполне возможное в наше время соприкосновение с разного рода течениями – как внутри- так и внецерковными, – для которых характерно внимание к вопросам эсхатологии и использование образов и идей Апокалипсиса, требует со стороны выпускника высшего богословского учебного заведения всесторонней подготовки в данной области, позволяющей ему давать квалифицированную оценку соответствующих идей и явлений и свидетельствовать о позиции Церкви.
1.1 Цель курса
Целью преподавания специального курса «Книга Откровения святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» является: восполнение отсутствия Апокалипсиса в общем курсе библеистики, усвоение студентами фактического содержания и богословского учения Книги Откровения (далее Откр.), привитие навыков ее чтения в общебиблейском – как ново- так и ветхозаветном – контексте, ознакомление с основными экзегетическими, герменевтическими и догматическими проблемами, встающими перед читателем и исследователем книги, а также с основными мотивами интерпретации Откр. в церковной традиции и современной науке. Наряду с этим данный курс имеет и практически-прикладную цель: добиться того, чтобы, получив необходимые теоретические познания, студенты были в состоянии ориентироваться в мире современных эсхатологическо-апокалиптических идей и течений, распознавать среди них опирающиеся на необоснованные ни в духовном, ни в научном отношении толкования Откр. и при необходимости противостоять распространению последних.
1.2 Задачи курса
- Обозрение восприятия Откр. в христианском мире в разные эпохи и в разных регионах, рассмотрение вопроса о каноническом достоинстве книги
- Ознакомление с жанром т.н. «апокалиптики», в традициях которого написан Апокалипсис, выявление традиционных и новаторских жанровых черт Откр.
- Разбор структуры Апокалипсиса, выделение различных формообразующих принципов композиции книги и выявление их экзегетического значения
- Сопоставление Откр. с прочими библейскими книгами, выявление и анализ особенностей использования Ветхого Завета в Апокалипсисе, его связи с различными слоями новозаветного предания, в особенности, с Евангелием и Посланиями ап. Иоанна
- Рассмотрение вопросов авторства, времени и места написания Откр., сопоставление разных точек зрения, выявление их связи с содержанием книги
- Обзор основных мотивов интерпретации Откр. в церковной традиции и в современной науке
- Экзегетический разбор текста Апокалипсиса
- Ознакомление с посвященной Откр. литературой
2. Темы и краткое содержание курса
Основные темы:
1. Время и место написания Откр. Проблема авторства.
2. Отношение к Откр. и его каноническому достоинству в II-XX вв.
3. Жанр апокалиптики. Памятники апокалиптического жанра в Ветхом Завете и вне его. Откр. как памятник апокалиптического жанра и как пророческая книга
4. Связи Откр. с различными слоями новозаветного предания. Откр. как памятник иоанновской письменности. Сопоставление с Евангелием и посланиями ап. Иоанна.
5. Построение Откр. Поступательно-линейное развитие, рекапитуляция, хиазм, седмеричность.
6. Откр. 1. Вступительное видение. Призвание Тайнозрителя.
7. Откр. как послание. Послания семи церквам Откр. 2-3. Их структура и богословское содержание и связь с остальными разделами Апокалипсиса.
8. Видения Откр. 4-5. Богословское своеобразие 4 и 5 гл.
9. Снятие семи печатей (Откр. 6.1-8.1). Структура и богословское содержание.
10. Семь труб (Откр. 8.2-11.19). Структура и богословское содержание.
11. Видения Откр. 10-11. Богословское содержание и место в общей структуре Откр. и в ряду семи труб.
12. Видения Откр. 12-13. Богословское содержание и место в общей структуре Откр.
13. Видения Откр. 14. Предвосхищение последнего суда. Семь чаш (Откр. 15-16). Структура и богословское содержание.
14. Суд над Вавилоном (Откр. 17-18). Ветхозаветные корни образа Вавилона и его осмысление Тайнозрителем.
15. Откр. 19-20. Торжественное явление Христа и окончательная победа над силами зла. Тысячелетнее царство и связанная с ним догматическая и экзегетическая проблема.
16. Явление Нового Иерусалима (Откр. 21-22). Ветхозаветные корни образов. Церковь в Апокалипсисе.
Раздел 1. Исагогика
Тема 1. Церковная рецепция Откр.
Содержание темы.
Восприятие Апокалипсиса в разных регионах христианского мира в разные периоды. Критика св. Дионисия Александрийского и хилиазм древнейших толкователей Апокалипсиса как возможные причины более настороженного отношения к его каноническому достоинству в грекоязычных церквах IV в. на фоне признания апостольского происхождения Откр. большинством церковных писателей доникейского периода. Последующее окончательное утверждения Откр. в каноне книг Нового Завета. Новая волна критики в адрес Откр. со стороны гуманистов и реформаторов. Отношение к проблеме происхождения и канонического достоинства Откр. в западной науке Нового времени. Краткий обзор литературы об Апокалипсисе на русском языке.
Рекомендуемая литература
Основная:
Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg: Friedrich Pustet, 1997 (далее Giesen). S. 45-48.
Четыркин В.В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Петроград, 1916 (далее Четыркин). С. 1-70.
Дополнительная:
Maier G. Die Johannesoffenbarung und die Kirche. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1981 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 25).
Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948 (далее Булгаков). С. 7-20.
Мецгер Б. Канон Нового Завета. М.: ББИ, 1998.
Тема 2. Жанровые особенности Откр. Откр. и Ветхий Завет.
Содержание темы.
Жанр т.н. «апокалиптики», его основные черты. Корни апокалиптики в пророческой литературе и в учительных книгах Ветхого Завета. Памятники апокалиптической письменности в Ветхом Завете, в межзаветной иудейской и христианской литературе. Откр. как представитель апокалиптического жанра и как пророческая книга. Ветхозаветные мотивы в Апокалипсисе. Метод включения ветхозаветного материала в Откр., пронизанность книги аллюзиями. Книги Ветхого Завета, богословие и образность которых в наибольшей степени отражены в Откр.: Пятикнижие, Псалтирь, Исайя, Иезекииль, Даниил, Захария.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale G.K. The Book of Revelation. A commentary on the Greek Text. Grand Rapids: Eerdmans; Carlisle: Paternoster, 1999 (далее Beale). P. 70-100.
Giesen 14-34
Prigent P. Commentary on the Apocalypse of John. Tuebingen: Mohr Siebeck, 2001 (далее Prigent). P. 22–36.
Четыркин 71-261
Дополнительная:
Aune D. Revelation 1-5. Dallas: Word, 1997 (World Biblical Commentary; 52) (далее для всех томов данного имеющего сквозную пагинацию комментария Aune). P. LXX-IC.
Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2005 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 199).
Kowalski B. Die Rezeption des Propheten Ezechiel in der Offenbarung des Johannes. Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 2004 (Stuttgarter Biblische Beitraege; 52).
Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000.
Булгаков 7-20
Виноградов А.Ю., Ианнуарий (Ивлиев), архим., Лявданский А.К., Польсков К., свящ. Апокалиптика // Православная Энциклопедия. Т.2
Гондецкий С., архиеп. Писания Иоанна. М., 2005. С.127-160.
Смирнов А.В., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова. Казань, 1899 (переиздано в: Ветхозаветные апокрифы. М., 2001).
Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М., 2000.
Тема 3. Откр. как новозаветная книга. Связи с различными слоями новозаветного предания.
Содержание темы.
Откр. и синоптическая традиция: учение о Царстве Божьем, христология, эсхатология, текстуальные переклички. Апокалиптические мотивы в богословии ап. Павла. Откр. и Послание к Евреям: христология, литургические мотивы богословия, этика, общая образность. Откр., Послание ап. Иакова и Первое послание ап. Петра: этика, учение о царственном священстве верных. Откр. и Второе послание ап. Петра: эсхатология, апокалиптическая образность.
Рекомендуемая литература
Основная:
Кассиан (Безобразов), еп. (далее Кассиан). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. С. 335-339 (в издании ПСТБИ пагинация другая!).
Дополнительная:
Vos L.A. The synoptic traditions in the Apocalypse. Kampen: Kok, 1965.
Dautzenberg G. Die siebte Posaune. Beobachtungen zur Eschatologie und Christologie der Offenbarung des Johannes in ihrem Verhaeltnis zur paulinischen Theologie und zur fruehjuedischen Eschatologie // Ebner M., Heininger B. (Hg.). Paradigmen auf dem Pruefstand. Exegese wider den Strich. Festschrift fuer Karlheinz Mueller zu seiner Emeritierung. Muenster: Aschendorff Verlag, 2004. S. 1-15 (Neutestamentliche Abhandlungen; 47).
Lohse E. The Revelation of John and Pauline theology // Lohse, Eduard: Das Neue Testament als Urkunde des Evangeliums. Exegetische Studien zur Theologie des Neuen Testaments III. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. S. 206-213 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments; 192).
Taeger J-W. Begruendetes Schweigen. Paulus und paulinische Tradition in der Johannesapokalypse // Trowitzsch M. (Hg.). Paulus, Apostel Jesu Christi. Festschrift fuer Guenter Klein zum 70. Geburtstag. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1998. S. 187-204.
Weiss W. Aufbruch und Bewaehrung. Hebraeerbrief und Apokalypse im Vergleich // Horn F.W., Wolter M. (Hg.). Studien zur Johannesoffenbarung und ihrer Auslegung. Festschrift fuer Otto Boecher zum 70. Geburtstag. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2005. S. 248-262.
Boecher O. Johannes-Apokalypse und Hebraeerbrief // Mayer C., Mueller K.-H., Schmalenberg G. (Hg.). Nach den Anfaengen fragen. Herrn Prof. Dr. theol. Gerhard Dautzenberg zum 60.Geburtstag am 30. Januar 1994. Giessen: Selbstverlag Evangel. und Kathol. Theologie und deren Didaktik, 1994. S. 107-116 (Giessener Schriften zur Theologie und Religionspaedagogik des Fachbereichs Evangelische Theologie und Katholische Theologie und deren Didaktik der Justus-Liebig-Universitaet; 8).
Freyne S. Reading Hebrews and Revelation Intertextually // Draisma, S (Ed.). Intertextuality in biblical writings. Kampen: Uitgeversmaatschappij, 1989. P. 83-94.
Булгаков 298-316
Тема 4. Откр. как памятник иоанновской письменности. Сопоставление с Евангелием и посланиями ап. Иоанна.
Содержание темы.
Проблема соотношения Откр. с прочими книгами иоанновского корпуса Нового Завета. Позиция св. Дионисия Александрийского, ее сильные и слабые стороны и последующее влияние. Язык, стиль и богословие Апокалипсиса в сравнении с Евангелием и посланиями ап. Иоанна – общее и различия. Значительность общих тем и мотивов: божество Христа, имена Христа – Агнец и Логос, Его смерть как победа, осуществленная эсхатология, «дуализм».
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 100-108
Giesen 38-40
Prigent 36-50
Кассиан 337-338
Четыркин 385-502
Дополнительная:
Aune CLX-CCXI
Boecher O. Johanneisches in der Apokalypse des Johannes // Boecher O. Kirche in Zeit und Endzeit. Aufsaetze zur Offenbarung des Johannes. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1983. S. 1-12.
Frey J. Erwaegungen zum Verhaeltnis der Johannesapokalypse zu den uebrigen Schriften im Corpus Johanneum // Hengel M. Die johanneische Frage. Ein Loesungsversuch. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1993. S. 326-429.
Булгаков 7-20
Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных библейско-исторических исследований» (10 декабря 2003 г.).
www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.
Тема 5. Время и место написания Откр. Проблема авторства.
Содержание темы.
Данные текста Откр.: автор – Иоанн, находящийся на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса», адресаты – церкви Малой Азии. Свидетельство св. Иринея Лионского о написании Откр. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в конце правления императора Домициана, его последующее закрепление в качестве общепринятой точки зрения. Вопрос о пребывании ап. Иоанна в Малой Азии. Критика св. Дионисия Александрийского и ее развитие исследователями Нового времени. Теория пресвитера Иоанна. Прочие современные теории авторства. Проблема датировки Откр. Вопрос о гонениях при Домициане. Гипотеза раннего – до 70 г. – происхождения Апокалипсиса, аргументы в ее пользу. Аргументы в пользу традиционной датировки.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 4-37
Giesen 36-44
Prigent 68-84
Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 718-761.
Четыркин 503-509
Дополнительная:
Aune XLVII-LVI
Орлов Н. свящ. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования. М., 1904. (переиздано: СПб., 1999) (далее Орлов). С. 3-13.
Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.). www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.
Tема 6. Построение Откр. Поступательно-линейное развитие, рекапитуляция, хиазм, седмеричность.
Содержание темы.
Проблема целостности Апокалиписа и наличия его гипотетических источников. Отказ современной науки от гиперкритических позиций XIX в. Экзегетическое значение построения Откр. Апокалипсис как послание и литургический текст. Проблема наличия в Откр. поступательно-прогрессивного продвижения. Время и история в Апокалипсисе. Различные типы интерпретации Откр. как книги об истории: т.н. претеристская, историцистская, футуристическая и идеалистическая модели. Повторность, седмеричность и антиципации как важнейшие черты стиля и формообразующие принципы Апокалипсиса. Теория рекапитуляции и соответствующие ей структурные схемы Откр. Хиастически-концентрические структурные схемы. Теории «включений» и «сцеплений». Внутреннее членение седмеричных циклов.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 108-152
Giesen 48-53
Prigent 84-105
Четыркин 263-376
Дополнительная:
Aune XC-CV
Barr D.L. Using Plot to Discern Structure in John’s Apocalypse. www. wright.edu/~dbarr/plotrev.htm
Bauckham R. Structure and Composition // Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: Clark, 1993. P. 1-37.
Lambrecht J. A Structuration of Revelation 4.1-22.5 // Lambrecht J. (Ed.). L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament. Gembloux-Leuven: Duculot, 1980 P. 77-104 (Bibliotheca Ephemeridum theologicarum Lovaniensium ; 53).
Tavo F. The Structure of the Apocalypse. Re-examining a Perennial Problem // Novum Testamentum 47 (2005). P. 47-68.
Thomas R.L. The Structure of the Apocalypse: Recapitulation or Progression? // The Masters Seminary Journal 4 (1993). P. 45-66.
Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.). www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.
Раздел 2. Экзегезис
Тема 7. Откр. 1. Вступительное видение. Призвание Тайнозрителя.
Содержание темы.
Заглавие и эпистолярное вступление Апокалипсиса. Черты литургического диалога в Откр. 1.1-8. Эсхатологическая устремленность книги. Первый макаризм Апокалипсиса (1.3). Значение макаризмов в Откр. Стилистические и богословские особенности пожелания благодати в ст. 4. Явление Иоанну подобного Сыну Человеческому – библейские корни и богословское значение Его описания. Утверждение божества Христа в Откр. 1. Призвание Тайнозрителя, его ветхозаветные прообразы. Откр. 1.19 как краткий план всего Апокалипсиса. Текстуальные переклички между Откр. 1 и 22.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 181-223
Giesen 55-92
Prigent 105-148
Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Иосифо-Волоколамский монастырь: Музей Библии, 1992 (репринт издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1901 г.) (далее св. Андрей Кесарийский). С. 5-15.
Дополнительная:
Aune 3-117
Булгаков 21-30
Мень А., прот. Читая Апокалипсис. М., 2000 (далее Мень). С. 16-23.
Орлов 27-56
Пестов Н.Е. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М., 2005 (далее Пестов). С. 11-19.
Тема 8. Откр. 2-3. Послания семи церквам. Их структура и богословское содержание.
Содержание темы.
Откр. как послание, эпистолярные черты книги в целом. Семь малоазийских церквей как адресаты всего Апокалипсиса. Краткий обзор истории этих общин и их городов. Вопрос об отражении в посланиях исторических и бытовых реалий данных городов и церквей. Проблема «ангелов Церквей», разные варианты ее решения. Структура отдельных посланий и Откр. 2-3 в целом. Связь описания Говорящего с описанием подобного Сыну Человеческому. Связь обетований побеждающему с образностью последних глав Откр., их эсхатологический характер. Понятие победы в Апокалипсисе. Проблемы церковной жизни по посланиям: взаимоотношения с государственной властью, языческим обществом, иудейством, деятельность лжеучителей. Проблема «николаитов», различные варианты ее решения. Толкование отдельных трудных мест.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 223-310
Giesen 93-144
Prigent 149-221
Св. Андрей Кесарийский 15-32
Дополнительная:
Aune 117-266
Hemer C.J. The letters to the seven churches of Asia in their local setting. Sheffield: JSOT Press, 1986 (Journal for the study of the New Testament. Supplement series; 11).
Булгаков 31-40
Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002 (далее Глубоковский). С. 37-45, 55-78.
Жданов А. Откровение Господа о семи асийских церквах. М., 1891.
Мень 24-49
Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. М., 2005 (репринт издания 1847 г.).
Орлов 57-95
Пестов 18-84, 227-266
Тема 9. Видения Откр. 4-5. Богословское своеобразие 4 и 5 гл.
Содержание темы.
Смена «места действия»: восхищение Тайнозрителя на небо. Видение небесного престола и Сидящего на нем. Образы радуги, стеклянного моря, молний, громов и гласов, их ветхозаветные корни и богословский смысл. Образ двадцати четырех старцев и четырех животных, различные варианты их толкования. Поклонение Богу как Творцу в Откр. 4. Отсутствие в главе специфически христианских черт. Запечатанная книга в деснице Сидящего на престоле и ее раскрытие, разные варианты толкования образов. Лев от колена Иудина – Агнец как бы закланный; ветхозаветные корни, богословский смысл и значение отождествления образов. Поклонение всей твари Сидящему на престоле и Агнцу за искупление. Утверждение божества Христа-Агнца в Откр. 5. Откр. 5 как христианское восполнение Откр. 4. Литургический характер Откр. 4-5.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 311-369
Giesen 145-172
Prigent 222-261
Св. Андрей Кесарийский 35-44
Дополнительная:
Aune 266-377
Булгаков 41-53
Глубоковский 79-89
Мень 50-65
Орлов 96-133
Пестов 85-99
Тема 10. Снятие семи печатей (Откр. 6.1-8.1). Структура и богословское содержание.
Содержание темы.
Структура серии. Соотношение ее образов с содержанием эсхатологической речи Христа (Мф. 24 и пар.). Проблема первого всадника, разные варианты ее решения. Поражение четвертой части земли при снятии четвертой печати. Отступление гл. 7 как ответ на вопрос 6.17. Проблема образа 144000 запечатленных, его соотношение с «великим множеством людей» (7.9). Смысл запечатления. Особенности перечисления колен Израилевых в 7.5-8, их возможные объяснения. Образы 7.9-17, их ветхозаветные корни и иоанновские черты. Литургические мотивы в Откр. 7.9-17. Экклезиологическое значение Откр. 7. Снятие седьмой печати, его смысл и значение в общем контексте Апокалипсиса.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 370-459
Giesen 172-205
Prigent 262-302
Св. Андрей Кесарийский 45-62
Дополнительная:
Aune 377-480
Булгаков 54-68
Глубоковский 89-101
Мень 66-84
Орлов 134-171
Пестов 100-109
Тема 11. Семь труб (Откр. 8.2-11.19). Структура и богословское содержание.
Содержание темы.
Структура серии, ее смысловое и структурное соотношение с серией печатей. Формообразующее значение троекратного «горе» (8.13). Литургическая обстановка начала серии труб, ее связь с видением небесной литургии гл. 4-5. Общая характеристика образов серии, их близость к египетским казням. Поражение третьей части земли бедствиями. Духовный смысл бедствий. Указание на нераскаянность людей (9.20-21) как введение в новый ряд видений. Особенность положения седьмой трубы в плане серии труб и общей структуре Откр. Толкование отдельных трудных мест.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 460-519
Giesen 205-227
Prigent 303-323
Св. Андрей Кесарийский 62-76
Дополнительная:
Aune 480-547
Булгаков 68-73
Глубоковский 101-109
Мень 84-99
Орлов 172-214
Пестов 110-122
Тема 12. Видения Откр. 10-11. Богословское содержание и место в общей структуре Откр. и в ряду семи труб.
Содержание темы.
Контраст между Откр. 10-11 и Откр. 6-9. Положительное свидетельство и пророческое служение Церкви в мире – новая и важнейшая тема, представленная данными главами. Структурная и смысловая связь между гл. 10-11 и 12-14. Появление «Ангела сильного», варианты толкования образа. Раскрытая книжка, вопрос о ее соотношении с запечатанной книгой гл. 5. Толкование слов «времени уже не будет» (10.6). Новое призвание Тайнозрителя к пророческому служению, его соотношение с первым призванием (гл. 1). Пророческие действия Иоанна. Смысл измерения храма и поклоняющихся в нем. Толкование образов храма, внешнего двора, святого города и 1260 дней (и его эквивалентов). Образ двух свидетелей, его духовный смысл и разные варианты толкования, победа «зверя» над ними, их воскрешение и восхождение на небо. Спасение людей как результат служения двух свидетелей. Откр. 11.1-13 как центральный раздел всего Апокалипсиса. Его включенность в серию семи труб.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 520-620
Giesen 228-269
Prigent 324-365
Св. Андрей Кесарийский 77-90
Дополнительная:
Aune 547-647
Булгаков 74-84
Глубоковский 109-122
Мень 100-115
Орлов 215-262
Пестов 123-136
Тема 13. Видения Откр. 12-13. Богословское содержание и место в общей структуре Откр.
Содержание темы.
Смысловая и структурная связь между гл. 11 и гл. 12-13. Образ жены, облеченной в солнце, его истоки, экклезиологическое и мариологическое толкование. «Младенец мужского пола» — Христос, смысл Его рождения от жены, облеченной в солнце. Образ дракона, его истоки. Низвержение дракона с неба, его толкование. Спасение жены в пустыне. Тождественность «времени, времен и полувремени» (12.14) 1260 дням (12.6). Сопоставление с 42 месяцами и 1260 днями Откр. 11.2-3. Образы зверя из моря и зверя из земли, их истоки и толкования в смысле коллективных сил и конкретных личностей. Сопоставление с образами «лжехристов и лжепророков» (Мф. 24.24 и пар.), «человека греха, сына погибели» (2Фес. 2.3-10), антихриста и антихристов (1Ин. 2.18, 22; 4.3; 2Ин. 7). Содержание деятельности зверей. Начертание и печать зверя – истоки и духовный смысл образов, различные варианты их толкования.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 621-729
Giesen 269-318
Prigent 366-428
Св. Андрей Кесарийский 90-110
Дополнительная:
Aune 647-781
Булгаков 85-116
Глубоковский 122-140
Мень 116-139
Орлов 263-345
Пестов 137-162
Тема 14. Видения Откр. 14. Предвосхищение последнего суда. Семь чаш (Откр. 15-16). Структура и богословское содержание.
Содержание темы.
Образ 144000 девственников, стоящих с Агнцем на горе Сионе, его связь с образом 144000 запечатленных гл. 7 и с содержанием гл. 13. Богословское значение девственности. Явление шести ангелов и подобного Сыну человеческому, возвещающих наступление суда Божьего. Двойной образ суда: жатва и сбор винограда, его значение. Второй макаризм Апокалипсиса (14.13). Излияние семи чаш как семь «последних язв». Литургическая обстановка начала серии чаш, ее связь с аналогичной обстановкой в начале серий печатей и труб. Общая характеристика образов серии чаш, их близость к образам серии труб. Структура серии. Собрание царей земли на брань в «великий день Бога Вседержителя» в месте, называемом Армагеддон. Толкование именования Армагеддон. Третий макаризм Апокалипсиса (16.15). Структурное и смысловое значение излияния седьмой чаши, его связь с судом над Вавилоном.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 730-846
Giesen 319-367
Prigent 429-477
Св. Андрей Кесарийский 110-138
Дополнительная:
Aune 781-905
Булгаков 117-144
Глубоковский 140-158
Мень 140-165
Орлов 346-407
Пестов 163-178
Тема 15. Суд над Вавилоном (Откр. 17-18). Ветхозаветные корни образа Вавилона и его осмысление Тайнозрителем.
Содержание темы.
Откр. 17 и 18 – две картины суда над Вавилоном, их единство и контрастность. Библейско-богословское значение образа Вавилона. Образ «великой блудницы», его ветхозаветные корни и антитетическое сопоставление с «женой, облеченной в солнце» гл. 12 и «женой, невестой Агнца» гл. 21. Соотнесение блудницы и «зверя». Детали описания блудницы, указывающие на Рим как ее наиболее вероятный прообраз. Загадочный характер символики рогов и голов зверя, невозможность точного толкования деталей. Миф о Nero redivivus как возможный ключ к расшифровке образов. Разорение блудницы рогами зверя и победа Агнца над зверем. Значение Откр. 17 для датировки Апокалипсиса. Падение Вавилона как центра мировой политики и экономики. Тройной плач над Вавилоном: плач царей, купцов и корабельщиков. Отношение народа Божьего к падению Вавилона. Значение Откр. 18.22-23 в общем контексте суда над Вавилоном. Ветхозаветные аллюзии Откр. 17-18.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 847-925
Giesen 367-407
Prigent 478-514
Св. Андрей Кесарийский 138-156
Дополнительная:
Aune 905-1012
Булгаков 145-156
Глубоковский 158-174
Мень 166-183
Орлов 408-439
Пестов 179-199
Тема 16. Откр. 19-20. Торжественное явление Христа и окончательная победа над силами зла. Тысячелетнее царство и связанная с ним догматическая и экзегетическая проблема.
Содержание темы.
Откр. 19.1-10 как завершение раздела, связанного с судом над Вавилоном и предвосхищение явления Небесного Иерусалима. Четвертый макаризм Апокалипсиса (19.9). Явление торжествующего Христа (19.11) – важнейшая веха Откр. Черты божества в описании Христа. Эсхатологическая брань, поражение зверя и лжепророка, их конец в огненном озере. Тысячелетнее заключение сатаны, царствование святых и «первое воскресение». Пятый макаризм Апокалипсиса (20.6). Освобождение сатаны, обольщение народов, новая эсхатологическая битва и ввержение сатаны в огненное озеро. Проблема толкования Откр. 19.11-20.10 – расположение тысячелетнего царствования между двумя эсхатологическими сражениями. Основные интерпретационные модели отрывка: постмиллениализм, премиллениализм (хилиазм), амиллениализм. Аргументы в пользу поступательно-хилиастического и рекапитуляционно-амиллениалистского пониманий. Толкования отцов Церкви. Картина окончательного суда. «Вторая смерть», ее соотношение с «первым воскресением».
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 925-1038
Giesen 407-449
Prigent 515-581
Св. Андрей Кесарийский 156-180
Дополнительная:
Aune 1012-1108
Булгаков 157-205
Глубоковский 174-195
Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.
Кирьянов Б., свящ. О тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001.
Мень 184-211
Орлов 440-501
Пестов 200-211
Тема 17. Явление Нового Иерусалима (Откр. 21-22). Церковь и будущий век в Апокалипсисе. Завершение Откр.
Содержание темы.
Структура Откр. 21-22. Три отрывка о Небесном Иерусалиме. Связь Откр. 21.1-8 с 20.11-14. Антитетический параллелизм Откр. 21.9-22.9. и 17.1-19.10. Небесный Иерусалим как антипод Вавилона. Откр. 22.1-5 – образ нового Рая. Божество Христа-Агнца в Откр. 21-22. Ветхозаветные корни и библейско-богословское значение образов Откр. 21-22. Новый Иерусалим как Церковь земная и небесная, воинствующая и торжествующая. Литургические черты Откр. 21-22. Откр. 22.6-21 как завершающий раздел Апокалипсиса, его литургические и эпистолярные черты, переклички с Откр. 1.
Рекомендуемая литература
Основная:
Beale 1039-1157
Giesen 449-499
Prigent 582-653
Св. Андрей Кесарийский 181-220
Дополнительная:
Aune 1108-1242
Булгаков 206-263
Глубоковский 195-222
Мень 212-227
Орлов 502-547
Пестов 212-224
3. Список литературы
3.1. Основная литература
Beale G.K. The Book of Revelation. A commentary on the Greek Text. Grand Rapids: Eerdmans; Carlisle: Paternoster, 1999.
Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg: Friedrich Pustet, 1997.
Prigent P. Commentary on the Apocalypse of John. Translated from French into English by Wendy Pradels. Tuebingen: Mohr Siebeck, 2001.
Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Иосифо-Волоколамский монастырь: Музей Библии, 1992 (репринт издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1901 г.).
Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 718-761.
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. С. 327-348 (в издании ПСТБИ пагинация другая!).
Четыркин В.В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Петроград, 1916.
3.2. Дополнительная литература
Aune D. Revelation 1-5. Dallas: Word, 1997 (World Biblical Commentary; 52).
Aune D. Revelation 6-16. Nashville: Thomas Nelson, 1998 (World Biblical Commentary; 52B).
Aune D. Revelation 17-22. Nashville: Thomas Nelson, 1998 (World Biblical Commentary; 52C).
Barr D.L. Using Plot to Discern Structure in John’s Apocalypse. www. wright.edu/~dbarr/plotrev.htm
Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: Clark, 1993.
Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
Boecher O. Johanneisches in der Apokalypse des Johannes // Boecher O. Kirche in Zeit und Endzeit. Aufsaetze zur Offenbarung des Johannes. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1983. S. 1-12.
Boecher O. Johannes-Apokalypse und Hebraeerbrief // Mayer C., Mueller K.-H., Schmalenberg G. (Hg.). Nach den Anfaengen fragen. Herrn Prof. Dr. theol. Gerhard Dautzenberg zum 60.Geburtstag am 30. Januar 1994. Giessen: Selbstverlag Evangel. und Kathol. Theologie und deren Didaktik, 1994. S. 107-116 (Giessener Schriften zur Theologie und Religionspaedagogik des Fachbereichs Evangelische Theologie und Katholische Theologie und deren Didaktik der Justus-Liebig-Universitaet; 8).
Dautzenberg G. Die siebte Posaune. Beobachtungen zur Eschatologie und Christologie der Offenbarung des Johannes in ihrem Verhaeltnis zur paulinischen Theologie und zur fruehjuedischen Eschatologie // Ebner M., Heininger B. (Hg.). Paradigmen auf dem Pruefstand. Exegese wider den Strich. Festschrift fuer Karlheinz Mueller zu seiner Emeritierung. Muenster: Aschendorff Verlag, 2004. S. 1-15 (Neutestamentliche Abhandlungen; 47).
Frey J. Erwaegungen zum Verhaeltnis der Johannesapokalypse zu den uebrigen Schriften im Corpus Johanneum // Hengel M. Die johanneische Frage. Ein Loesungsversuch. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1993. S. 326-429.
Freyne S. Reading Hebrews and Revelation Intertextually // Draisma, S (Ed.). Intertextuality in biblical writings. Kampen: Uitgeversmaatschappij, 1989. P. 83-94.
Hemer C.J. The letters to the seven churches of Asia in their local setting. Sheffield: JSOT Press, 1986 (Journal for the study of the New Testament. Supplement series; 11).
Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2005 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 199).
Kowalski B. Die Rezeption des Propheten Ezechiel in der Offenbarung des Johannes. Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 2004 (Stuttgarter Biblische Beitraege; 52).
Lambrecht J. A Structuration of Revelation 4.1-22.5 // Lambrecht J. (Ed.). L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament. Gembloux-Leuven: Duculot, 1980 P. 77-104 (Bibliotheca Ephemeridum theologicarum Lovaniensium ; 53).
Lohse E. The Revelation of John and Pauline theology // Lohse, Eduard: Das Neue Testament als Urkunde des Evangeliums. Exegetische Studien zur Theologie des Neuen Testaments III. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. S. 206-213 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments; 192).
Maier G. Die Johannesoffenbarung und die Kirche. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1981 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 25).
Taeger J-W. Begruendetes Schweigen. Paulus und paulinische Tradition in der Johannesapokalypse // Trowitzsch M. (Hg.). Paulus, Apostel Jesu Christi. Festschrift fuer Guenter Klein zum 70. Geburtstag. Tuebingen: Mohr Siebeck, 1998. S. 187-204.
Tavo F. The Structure of the Apocalypse. Re-examining a Perennial Problem // Novum Testamentum 47 (2005). P. 47-68.
Thomas R.L. The Structure of the Apocalypse: Recapitulation or Progression? // The Masters Seminary Journal 4 (1993). P. 45-66.
Vos L.A. The synoptic traditions in the Apocalypse. Kampen: Kok, 1965.
Weiss W. Aufbruch und Bewaehrung. Hebraeerbrief und Apokalypse im Vergleich // Horn F.W., Wolter M. (Hg.). Studien zur Johannesoffenbarung und ihrer Auslegung. Festschrift fuer Otto Boecher zum 70. Geburtstag. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2005. S. 248-262.
Аверкий (Таушев), архиеп. Апокалипсис в учении древнего христианства. Редакция, примечания, вступительная статья и жизнеописание автора иером. Серафима (Роуза). Платина-Москва: Братство преп. Германа Аляскинского, российское отделение Валаамского общества Америки, 2001.
Андроник (Трубачев), игум. Опыт сопоставления толкования 13 и 17 глав Откровения Иоанна Богослова с пророчествами Даниила. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.
Антонини Б. Экзегезис книг Нового Завета. Москва: Колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского, 1995. С.75-80, 272-281.
Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000.
Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 223-242.
Баркли У. Толкование Откровения Иоанна. USA: Всемирный союз баптистов, 1987.
Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., 2002.
Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948 (или любое другое издание).
Бухарев А.М. (архим. Феодор). Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916.
Вальер П. Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословии. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.
Ветхозаветные апокрифы. М., 2001.
Виноградов А.Ю., Ианнуарий (Ивлиев), архим., Лявданский А.К., Польсков К., свящ. Апокалиптика // Православная Энциклопедия. Т.2
Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002.
Гондецкий С., архиеп. Писания Иоанна. М., 2005. С.104-184.
Жданов А. Откровение Господа о семи асийских церквах. М., 1891.
Ианнуарий (Ивлиев), архим. Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета// Альфа и Омега 2002. n. 2(32). С. 15-22.
Его же. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы. Выступление на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17. ноября 2005 г.). www.theolcom.ru.
Иоанн Кронштадтский, св. прав. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2005.
Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.
Кирьянов Б., свящ. О тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001.
Мень А., прот. Читая Апокалипсис. М., 2000.
Мецгер Б. Канон Нового Завета. М.: ББИ, 1998.
Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. М., 2005 (репринт издания 1847 г.).
Орлов Н. свящ. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования. М., 1904. (переиздано: СПб., 1999).
Пестов Н.Е. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М., 2005.
Смирнов А.В., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова. Казань, 1899 (переиздано в: Ветхозаветные апокрифы. М., 2001).
Струговщиков Е., свящ. Авторство книги Откровения святого Иоанна Богослова. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция «Актуальные проблемы современных библейско-историческихисследований» (10 декабря 2003 г.). www.mitropoliaspb.ru/rus/conf/znambibl03/4strugovschikov.shtml.
Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М., 2000.
Шнакенбург Р. Новозаветная христология. Брюссель, 1986. С.143-150.
4. Темы для студенческих докладов и сообщений
1. Толкования Апокалипсиса в доникейский период.
2. Западная традиция толкования Откр. первого тысячелетия христианской эры.
3. Проблема авторства Откр.
4. Проблема датировки Откр.
5. Иоанновские черты Апокалипсиса.
6. Образы и богословские мотивы книги Исход в Откр.
7. Образы и богословские мотивы книги пророка Иезекииля в Откр.
8. Образы и богословские мотивы книги пророка Даниила в Откр.
9. Образы и богословские мотивы книги пророка Захарии в Откр.
10. Структура Апокалипсиса.
11. Послания семи церквам. Структура и богословское содержание.
12. Образ 24 старцев, богословское значение различных его толкований.
12. Снятие семи печатей. Структура и богословское содержание.
13. Книги в тексте Откр. Богословское содержание и формообразующее значение образов.
14. Богословское содержание и формообразующее значение Откр. 10-14.
15. Образ двух свидетелей Откр. 11. Богословский смысл и возможная идентификация.
16. Толкования образа «жены, облеченной в солнце» (Откр. 12).
17. Образ двух «зверей» Откр. 13. Истоки и богословское содержание, персонифицирующее и собирательное понимание.
18. Различные толкования «числа» и «начертания» зверя (Откр. 13.16-18).
19. Толкование названия «Армагеддон» (Откр. 16.16).
20. Ветхозаветные мотивы в описании суда над Вавилоном (Откр. 17-18).
21. Экзегетическая и догматическая проблема «тысячелетия» Откр. 20.1-6, различные варианты ее решения.
22. Суд Божий в Апокалипсисе (по тексту всей книги).
23. Церковь в Апокалипсисе (по тексту всей книги).
24. Ветхозаветные мотивы в описании Небесного Иерусалима.
Фотографии
You-tube канал исполнения песен под гитару Nika_guitar
Исполнение песни «In the Lord I will be ever thankful»
Исполнение песни «Ashira l’Adonai»/ Воспою Господу (Исход 15)